Авторы: учитель-логопед МДОУ №79 Шичанина О.В., воспитатель МДОУ №79 Волкова О.А.
Актуальность электронной игры «Что - кто? Где - Откуда?».
Усвоение речи в детском возрасте происходит по подражанию на практическом материале. Речь взрослого является одновременно эталоном и практическим словесным материалом для ребёнка. Подражая речи близких и педагогов, ребёнок постепенно осваивает все системы языка: фонетическую, лексико-грамматическую, синтаксическую. Большое значение для развития речи имеют качество словесных образцов, которые слышит малыш, и разнообразная речевая практика. Для расширения речевой практики в дошкольном возрасте используются методы и приёмы рассказа, беседы, словесных упражнений и игр. Применяются игры различной тематики, направленные на развитие фонематического восприятия и уточнение звукопроизношения, расширение и активизацию словаря, освоение грамматических конструкций, формирование и совершенствование навыков рассказа и пересказа.
Скачать текст к игре
Скаачать игру
Предлагаемая компьютерная игра «Что - кто? Где - Откуда?» предполагает формирование и закрепление навыков грамотного употребления в речи грамматических конструкций с предлогами «за, из-за», вопросительных местоимений «Кто? Что?», самостоятельного формулирования вопросов.
Игра предназначена для детей 4-6 лет. Может быть использована воспитателями, учителями-логопедами, родителями в качестве пособия по развитию и коррекции детской речи. Первоначально ведёт игру взрослый; по мере освоения вести игру, задавать вопросы и оценивать ответы предлагается детям.
Ход игры.
Орг. момент. Перед знакомством с электронной игрой рекомендуется на практическом материале с детьми уточнить понимание грамматических конструкций с предлогами «за, из-за». Проводятся упражнения со следующими инструкциями:
- 1.Педагог: «Таня, встань за шкаф (дверь, ширму)!» Выполнение действия ребёнком.
- 2.Педагог: «Где стоит Таня?» Образец ответа детей: «Таня стоит за шкафом»
- 3.Педагог: «Таня, выйди из-за шкафа (двери, ширмы)!» Выполнение действия ребёнком.
- 4.Педагог: «Откуда вышла Таня?» Образец ответа детей: «Таня вышла из-за шкафа»
По тому же алгоритму проводятся упражнения с неодушевлёнными предметами. Например: «Спрячь мишку за стул! Где сидит мишка?» «Достань мишку из-за стула! Откуда достал мишку?»
После занятий с практическим материалом можно приступать к электронной игре.
Слайд «Игрушки и коробка»
- 1.Педагог: «Посмотрите и назовите, что это?» (стрелочка указывает на каждый из предметов поочередно). Образец ответа детей: «Это машинка»
- 2.Педагог: «Спросите про предмет у соседа, называя его имя». Образцы вопросов детей: «Таня, что это?», «Ваня, что это?» и т.д.
- 3.Педагог клавишей «Enter» передвигает коробку, закрывая поочередно игрушки, и задаёт вопрос: «Где машинка?» Образец ответа детей: «Машинка за коробкой»
- 4.Педагог: «Что мы прятали за коробкой?» Образец ответа детей: «За коробкой прятали игрушки»
Слайд «Коробка»
- 1.Педагог клавишей «Enter» выдвигает картинку с игрушкой из-за коробки и спрашивает детей: «Откуда достали машинку?» Образец ответа детей: «Машинку достали из-за коробки»
- 2.Педагог: «Что мы доставали из-за коробки?» Образец ответа детей: «Из-за коробки доставали игрушки»
Слайд «Посуда»
- 1.Педагог: «Посмотрите и назовите, что это?» (стрелочка указывает на каждый из предметов поочередно). Образец ответа детей: «Это кружка»
- 2.Педагог: «Спросите про предмет у соседа, называя его имя». Образцы вопросов детей: «Таня, что это?», «Ваня, что это?» и т.д.
- 3.Педагог клавишей «Enter» передвигает кастрюлю, закрывая поочередно предметы посуды, и задаёт вопрос: «Где кружка?» Образец ответа детей: «Кружка за кастрюлей»
- 4.Педагог: «Что мы прятали за кастрюлей?» Образец ответа детей: «За кастрюлей прятали посуду»
Слайд «Кастрюля»
- 1.Педагог клавишей «Enter» выдвигает картинку с предметом посуды из-за кастрюли и спрашивает детей: «Откуда достали кружку?» Образец ответа детей: «Кружку достали из-за кастрюли»
- 2.Педагог: «Что мы доставали из-за кастрюли?» Образец ответа детей: «Из-за кастрюли доставали посуду»
Слайд «Овощи и ведро»
- 5.Педагог: «Посмотрите и назовите, что это?» (стрелочка указывает на каждый из предметов поочередно). Образец ответа детей: «Это огурец»
- 6.Педагог: «Спросите про предмет у соседа, называя его имя». Образцы вопросов детей: «Таня, что это?», «Ваня, что это?» и т.д.
- 7.Педагог клавишей «Enter» передвигает ведро, закрывая поочередно овощи, и задаёт вопрос: «Где огурец?» Образец ответа детей: «Огурец за ведром»
- 8.Педагог: «Что мы прятали за ведром?» Образец ответа детей: «За ведром прятали овощи»
Слайд «Ведро»
- 3.Педагог клавишей «Enter» выдвигает картинку с овощем из-за ведра и спрашивает детей: «Откуда достали огурец?» Образец ответа детей: «Огурец достали из-за ведра»
- 4.Педагог: «Что мы доставали из-за ведра?» Образец ответа детей: «Из-за ведра доставали овощи»
Слайд «Фрукты и корзинка»
- 9.Педагог: «Посмотрите и назовите, что это?» (стрелочка указывает на каждый из предметов поочередно). Образец ответа детей: «Это яблоко»
10. Педагог: «Спросите про предмет у соседа, называя его имя». Образцы вопросов детей: «Таня, что это?», «Ваня, что это?» и т.д.
11. Педагог клавишей «Enter» передвигает корзинку, закрывая поочередно фрукты, и задаёт вопрос: «Где яблоко?» Образец ответа детей: «Яблоко за корзинкой»
12. Педагог: «Что мы прятали за корзинкой?» Образец ответа детей: «За корзинкой прятали фрукты»
Слайд «Корзинка»
- 5.Педагог клавишей «Enter» выдвигает картинку с фруктом из-за корзинки и спрашивает детей: «Откуда достали яблоко?» Образец ответа детей: «Яблоко достали из-за корзинки»
- 6.Педагог: «Что мы доставали из-за корзинки?» Образец ответа детей: «Из-за корзинки доставали фрукты»
Слайд «Дикие животные и дерево»
13. Педагог: «Посмотрите и назовите, кто это?» (стрелочка указывает на каждый из предметов поочередно). Образец ответа детей: «Это заяц»
14. Педагог: «Спросите про предмет у соседа, называя его имя». Образцы вопросов детей: «Таня, кто это?», «Ваня, кто это?» и т.д.
15. Педагог клавишей «Enter» передвигает дерево, закрывая поочередно диких животных, и задаёт вопрос: «Где спрятался заяц?» Образец ответа детей: «Заяц спрятался за деревом».
16. Педагог: «Кого мы спрятали за деревом» Образец ответа детей: «За деревом спрятали диких животных»
Слайд «Дерево»
- 7.Педагог клавишей «Enter» выдвигает картинку с диким животным из-за дерева и спрашивает детей: «Откуда выглянул зайчик?» Образец ответа детей: «Зайчик выглянул из-за дерева»
- 8.Педагог: «Кто выглядывает из-за дерева» Образец ответа детей: «Из-за дерева выглядывают дикие животные»
Слайд «Детеныши домашних животных и домик»
17. Педагог: «Посмотрите и назовите, кто это?» (стрелочка указывает на каждый из предметов поочередно). Образец ответа детей: «Это собака»
18. Педагог: «Спросите про предмет у соседа, называя его имя». Образцы вопросов детей: «Таня, кто это?», «Ваня, кто это?» и т.д.
19. Педагог клавишей «Enter» передвигает домик, закрывая поочередно детеныши домашних животных, и задаёт вопрос: «Где спряталась собака?» Образец ответа детей: «Собака спряталась за домиком»
20. Педагог: «Кого мы спрятали за домиком» Образец ответа детей: «За домиком спрятали детенышей домашних животных»
Слайд «Домик»
- 9.Педагог клавишей «Enter» выдвигает картинку с детенышем домашнего животного из-за домика и спрашивает детей: «Откуда выглядывает собака?» Образец ответа детей: «Собака выглядывает из-за домика»
10. Педагог: «Кто выглядывает из-за домика?» Образец ответа детей: «Из-за домика выглядывают детеныши домашних животных»
|