Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане. Я.А. Коменский
Какой он, современный педагог? Пожалуй, достаточно тяжело ответить на этот вопрос. Ведь однозначного ответа на него не найти.
Сейчас, когда современный мир особо динамичен, постоянно находится в изменениях, педагогу становится достаточно тяжело «угнаться за этими инновациями». Поэтому, каждый педагог должен постоянно развиваться, повышать свой профессионализм и уровень знаний. Посещать или просматривать различные мастер-классы, вебинары, семинары-практикумы, проходить курсы повышения квалификации и т.д. Современных детей, которые живут в мире гаджетов, удивить сейчас чем-либо не легко. Поэтому, обучая и воспитывая их, этот фактор нельзя игнорировать. Намного интереснее и продуктивнее будет работа с детьми, если применять в образовательном процессе различные презентации, обучающие ролики, видео презентации, интерактивные доски, проектную деятельность и многое другое. Применяя все эти, в какой-то степени, инновации, педагог повышает мотивацию ребенка к изучению и познанию окружающего мира. И в этом случае, это будет намного эффективнее, чем просто посадить детей за столы, прочитать (объяснить) необходимый материал, дать выполнить задания и на этом все. Ребенок, которому не интересна будет данная тема, просто на просто забудет ее, а в лучшем случае, не усвоит в полном объеме.
Да, современный педагог, должен «шагать в ногу со временем», но и не забывать о проверенных временем технологиях обучения и воспитания. Любой педагог, обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог. Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время. В международных документах и отечественных нормативных актах, также указано, каким образом должен вести себя учитель. Нарушение профессиональной этики педагогами недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу или детский сад, замкнуться или даже впасть в депрессию.
Педагог, каким бы он не был, начинающим или с большим стажем, современным или нет, в зависимости от сложившейся ситуации, даже если данная ситуация не соответствует его моральным принципам, не должен себе позволять применять в адрес детей какие-либо неправомерные действия.
В соответствии с Модельным кодексом профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность педагог должен:
- проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;
- учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
Наряду с постоянными изменениями, прогрессирующими технологиями, достаточно динамично развивается жестокость, необразованность, ненормативная лексика, апатия к обучению среди подрастающего поколения. Поэтому, не стоит забывать о нравственном и духовном воспитании личности ребенка.
Работая педагогом в дошкольном образовательном учреждении, могу с уверенностью сказать, что начинать воспитывать духовно-нравственного в будущем человека, приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине, развивать творческий потенциал и формировать художественно-речевые навыки, необходимо с первых лет жизни.
Не стоит забывать, что дети – это наше зеркало, наше отражение, наше будущее. Именно педагоги, наряду, конечно же, с родителями, являются образцом для подражания, для становления достойной личности ребенка. Поэтому, современный педагог, в первую очередь, не должен забывать и о своем постоянном духовно-нравственном воспитании. Постоянно воспитывать в себе доброжелательного, отзывчивого, понимающего и конечно же, любящего детей, да и не только, человека. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» — высказывался выдающийся педагог К. Д. Ушинский.
|