Ляпина Елена Васильевна. Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»

Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»

Воспитатель первой квалификационной категории Ляпина Е.В. 2-ая младшая — средняя группа «Кораблик» Тверская область г. Калязин Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Вид проекта: познавательно – творческий — игровой. Продолжительность проекта – долгосрочный. Основные участники проекта: дети 2-ой младшей – средней группы, родители детей, воспитатели, музыкальный руководитель. Время реализации проекта: с 1 сентября 2015 г. по 31 мая 2016г.

Актуальность

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города стремительно увеличиваются. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов — детей. Именно они зачастую становятся причиной дорожно-транспортных происшествий из-за незнания элементарных правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых поведению детей на проезжей части.

 

Скачать: Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» (полный конспект)

Предоставленные самим себе, дошкольники не могут оценить реальную опасность на дороге, поскольку не умеют управлять своим поведением. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности. Поэтому дети безмятежно выбегают на дорогу перед останавливающейся машиной и внезапно появляются на пути другой, выезжают на проезжую часть на велосипеде, или здесь же затевают игру.

Установлено, что причина большинства аварий – грубейшие нарушения правил как водителями, так и пешеходами.

Не допустить подобной беспечности можно лишь благодаря воспитанию и обучению детей с самого раннего возраста. Правила, усвоенные в детстве в последствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Как показывает мой опыт, наблюдения, диагностика во II младшей — средней группе, что 65 % детей не знают, как вести себя в опасных ситуациях, 70% — не знают правила дорожного движения.

А результаты анкеты среди родителей на тему «Я и мой ребенок» показали, что 80% родителей считают, что более эффективным будет ознакомление детей с ПДД совместно с педагогами ДОУ, 25% родителей не обучают детей правилам поведения в транспорте, а 45% — не ведут работу в семье по формированию у детей знаний по ПДД. (Приложение №1)

Всё это следствие того, что работа в этом направлении ведётся не систематически, материал мало закрепляется на практике, отсутствует поддержка со стороны родителей.

При этом результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в обеспечении безопасности своих детей, но не всегда знают, как и что следует делать.

Поэтому, исходя из вышеуказанного, одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, я считаю, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребёнка осознанной необходимостью, дорожно-транспортных происшествий будет намного меньше.

Исходя из этого, передо мной возникла проблема: вырабатывать у детей согласно возрасту, стереотип безопасного поведения на дороге, оказывать методическую помощь родителям.

Необходимость решения этой проблемы и привела меня к необходимой разработке и реализации проекта по безопасности дорожного движения «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать».

Значимость вышеуказанных мною проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Исходя из цели были сформулированы мною следующие задачи:

  • Формировать у дошкольников первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
  • Расширять ориентирования в окружающем пространстве и прилегающей к детскому саду местности.
  • Знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «светофор», дорожные знаки, правильное передвижение пешеходов и пассажиров.
  • Уточнять и расширять знания детей в течение года об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора и их сигналов, действий пешехода и пассажира.
  • Знакомить с разными видами транспорта, их особенностями, развивать интерес к разным видам транспорта.
  • Формировать представления о правилах безопасного поведения на улицах города.
  • Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасного поведения на улице.
  • Обогащать словарный запас, тренировать мышление, память детей.

А исходя из задач педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» наметила следующие принципы, способствующие приобщению ребенка к безопасному поведению на дороге:

  • Последовательность:

Считаю, что приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенном в предыдущем опыте.

  • Воспитание собственным примером:

Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем — воспитателей.

И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

  • Соответствие формы обучения возрасту ребенка:

Считаю, что целесообразность того или иного поведения на дороге и отработка правильных форм этого поведения должны выступать в контексте потребностей и возможностей каждого возрастного периода. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.

  • Включение обучения в контекст повседневной жизни:

Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, поэтому уделять ей внимание время от времени или только в отведенный урочный час представляется весьма легкомысленным. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но начиная с раннего возраста, ежедневно от прогулки к прогулке закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.

  • Поощрение ребенка:

Поощрять ребенка за свою безопасность и безопасность окружающих. Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3года, но и когда ему уже исполнилось 5-7 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.

Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценки ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности. Моя задача, поощрять ребёнка за самостоятельное обеспечение своей безопасности и безопасности окружающих.

  • Принцип сезонности

Работу планирую проводить в течение всего учебного года. Следует, по возможности, использовать местные условия и место расположения детского сада, поскольку значительная часть содержания программы связана с практическими занятиями на улице.

И зимой, весной и летом во время прогулок по улицам города обращаю внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, которые нужно строго соблюдать.

Гипотеза

Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь в дальнейшем.

Основные направления проекта:

  • Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих выработке у детей стереотипа безопасного поведения на улице.
  • Обучение детей правилам дорожного движения и профилактике травматизма на дорогах.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность по обучению детей правилам дорожной безопасности.
  • Мониторинг знаний правил безопасности на проезжей части, в транспорте детей и родителей.

Ожидаемые результаты проекта:

Планирую к окончанию проекта сформировать у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге согласно их возрастным особенностям.

Они должны знать:

  • Назначение светофора и каждого его цвета, действия пешехода;
  • Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
  • Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!», «Остановка автобуса»;
  • Как правильно переходить улицу;
  • Чем различаются проезжая часть и тротуар;
  • Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
  • Составные части транспорта;
  • Кто такие пешеходы, пассажиры;
  • Профессия «Шофер».

Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД:

  • Создание предметно – развивающей среды (уголок безопасности);
  • Разработать конспекты НОД;
  • Игрушки и игровое оборудование;
  • Наглядно – дидактические пособия;
  • Картотека сюжетно – ролевых игр и атрибуты к ним;
  • Картотека дидактических игр;
  • Картотека подвижных игр;
  • Картотека стихов и загадок;
  • Подбор музыкального репертуара, сценарий к празднику.

Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.

Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.

Оформить фотовыставку на тему: «Как мы изучали ПДД».

Для решения поставленных задач в проекте использовала следующие формы работы:

  • НОД по образовательным областям;
  • Беседы;
  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Проблемные ситуации;
  • Подвижные, словесные, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые игры;
  • Досуги, развлечения, праздники;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций;
  • Кукольный театр.

Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на четыре этапа:

1 этап. Организационно- подготовительный:

  • Создание условий для презентаций согласно требованиям;
  • Подборка программно — методического обеспечения для реализации проекта;
  • Изучение опыта педагогов – новаторов по теме проекта;
  • Пополнению предметно – развивающей среды по мере реализации проекта;
  • Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  • Подготовка информации для родителей (по плану);
  • Подбор детской и методической литературы, картинок, игр;
  • Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей;
  • Подбор иллюстрационного материала, пословиц, поговорок, загадок, стихов, литературных произведений по теме проекта;
  • Подбор дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, игровых заданий, музыкальных произведений;
  • Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицей;
  • Подбор игрушек и игрового оборудования, наглядно – дидактических пособий;
  • Поделка атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

2 этап. Рефлексивно-диагностический

  • Анализ своих профессиональных возможностей и затруднений, а также заинтересованность своих коллег темой проекта;
  • выявление уровня знаний и интереса детей по теме проекта;
  • выявление данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

3 этап. Основной (практический): Работа с детьми через:

  • НОД;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • совместную деятельность воспитателя и детей с учётом интеграции;
  • самостоятельную и игровую деятельность детей;
  • познавательно – исследовательскую деятельность детей по обучению ПДД;
  • образовательную деятельность в интеграции образовательных областей (10) Работа с родителями:
  • проведение консультаций;
  • анкетирование;
  • оформление уголка по ПДД;
  • оформление памяток, папок – передвижек;
  • оформление фотовыставки;
  • беседы;
  • проведение праздников, досугов.

4 этап. Заключительный (обобщающий). Результативность Итог проекта: 1. Совместный праздник «Волшебное путешествие в страну ПДД» 2. Обобщение результатов своей работы в форме фотовыставки. 3. Презентация опыта своей работы на семинаре – практикуме «Идея творческих мыслей». 4. Взаимодействие с социум: подбор интересных рисунков детей и родителей на выставку в детскую библиотеку города. 5. Выход на новый проект для детей старшей группы на новый учебный год.

В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены образовательные области, одна из которых – безопасность. Содержание данной образовательной области направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок безопасности к окружающему миру.

Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности в проекте является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы.) Образовательная деятельность по данному проекту мною осуществляется через разные виды деятельности в интеграции образовательных областей, исходя из задач и содержания проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать», календарно – тематического планирования работы по проекту.

(Приложение № 2)

Реализация проекта.

Первые итоги проекта.

В ходе реализации проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» в течение 2 месяцев проводились мною мероприятия в соответствии с разработанным комплексно – тематическим планированием по этапам.

Реализации проекта предшествовала большая предварительная работа:

  • Подобрала иллюстративный материал по теме проекта;
  • Разработала перспективное планирование подвижных, словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. (Приложение№3, №4, №5, №6)
  • Изготовила атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
  • Подобрала художественную литературу по данной теме. (Приложение №7)
  • Составила картотеку пословиц, загадок. (Приложение №8)
  • Разработала сценарии конспектов НОД, развлечений. (Приложение № 9,10)
  • Подобрала консультации для родителей, папки – передвижки. (Приложение №11)

Данный проект оказал благоприятное влияние на всех его участников.

Для реализации проекта в группе «Кораблик» создана мною благоприятная среда, ориентированная на формирование ПДД.

Большое внимание уделяю беседам с иллюстративным материалом по теме проекта.

В ходе совместной, творческой работы с воспитателями и педагогами на начальном этапе в соответствии с планом была организованна экскурсия, на которой дети познакомились с улицами родного города и усовершенствовали свои знания о правилах дорожного движения, знаках и транспорте и у детей развивается познавательный интерес к ПДД.

Дети уже различают проезжую часть дороги, тротуар, пешеходная дорожка (зебра).

Понимают значение «Остановка автобуса».

Дети стали знать и соблюдать элементарные ПДД, узнают и называют знаки, транспорт.

Учим различать виды транспорта, а также изучаем запрещающие знаки движения для транспорта (Стоп, проезд запрещён).

Для того, чтобы закрепить полученные знания на экскурсии, дети закрепляют в ходе дидактических и подвижных игр.

Во время практической деятельности дети применяют свои знания и умения в сюжетно – ролевых играх «Дорога» и настольно — печатных играх.

С помощью демонстрационного и наглядного материала дети получают новые знания о светофоре и назначением его сигналов.

Полученные знания на экскурсиях, беседах, НОД, дети закрепляют в ходе игры «Красный, Желтый, Зеленый». Они соблюдают правила и двигаются согласно сигналу.

Самый внимательный его участник получает приз.

Продуктивная деятельность.

Результатом прогулки, проделанной работы по плану, стали детские рисунки и аппликации на тему «Наши Светофорчики».

Светофор Светофорович у каждого уже почти готов. Дети знают, что сигнал меняется и надо быть внимательным.

Один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге – пример родителей. В этом плане уже есть результат.

Активное участие в проекте принимают родители, которые помогли оформить выставку «Дети и дорога».

По этим рисункам мы с детьми составляли рассказы о ПДД.

Творческие работы и рисунки впоследствии вошли в папку «Дорога и дети».

В период реализации проекта пополняется словарный запас детей. На протяжении реализации проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» дети научились делать простейшие выводы, появилось стремление к познанию объектов, прилегающей к детскому саду местности, устанавливают некоторые причинно – следственные связи.

В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении согласно разработке сценария проекта (по этапам и комплексно – тематическому планированию по образовательным областям).

Перспектива.

По завершению проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»

с детьми уже старшей группы планирую работу продолжить с постановкой новых целей и задач, исходя из итоговых результатов мониторинга в конце учебного года.

Просмотров: 1174
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Файзуллина Венера. Сценарий организованной образовательной деятельности по правилам безопасного поведения на дороге для детей средней группы
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Мусина Гульнара Альбертовна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Норкина Елена Юрьевна. Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»
  • Пронина Ирина Владимировна. НОД ПО ПДД «Правила безопасного поведения на дороге в зимний период» в подготовительной группе
  • Балукова Татьяна Вячеславовна Гильмиярова Римма Шайдулловна Салихова Ольга Владимировна. Конспект КВН по правилам дорожного движения на тему: «Знатоки правил дорожного движения» для детей подготовительной группы
  • Наталья Николаевна Ратова. Презентация 'Предметно-развивающая среда по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста'
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Гараева Зульфия Марселовна. Сценарий развлечения для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Как дети научили Бабу Ягу дорожным знакам»
  • Чугалаева Ирина Наилевна. Сценарий развлечения по ПДД с родителями «Правила дорожного движения, нужно знать без промедленья!
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Галаева Ирина Владимировна. Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского сада, для детей с трудностями в обучении «Наш друг-светофор»
  • Кадиева Фарида Устархановна. РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ПДД «Мы знаем всё о правилах дорожного движения»
  • Падукова Надежда Владимировна. Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»
  • Сулейманова Рвмиля Хасанзановна. Опыт работы по обучению детей раннего возраста по правилам дорожного движения
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Федосова Ольга Николаевна. Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
  • Голубева Светлана Валентиновна. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром обучение дошкольников правилам дорожного движения «Наши помощники на улицах города» старшая группа
  • Шаповал Варвара Сергеевна. Методическое пособие «Викторина по правилам дорожного движения «Знать правила движения – большое достижение»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Ткаченко Татьяна Митрофановна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь