Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»
Воспитатель первой квалификационной категории Ляпина Е.В. 2-ая младшая — средняя группа «Кораблик» Тверская область г. Калязин Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»
Вид проекта: познавательно – творческий — игровой. Продолжительность проекта – долгосрочный. Основные участники проекта: дети 2-ой младшей – средней группы, родители детей, воспитатели, музыкальный руководитель. Время реализации проекта: с 1 сентября 2015 г. по 31 мая 2016г.
Актуальность
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города стремительно увеличиваются. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов — детей. Именно они зачастую становятся причиной дорожно-транспортных происшествий из-за незнания элементарных правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых поведению детей на проезжей части.
Скачать: Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» (полный конспект)
Предоставленные самим себе, дошкольники не могут оценить реальную опасность на дороге, поскольку не умеют управлять своим поведением. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности. Поэтому дети безмятежно выбегают на дорогу перед останавливающейся машиной и внезапно появляются на пути другой, выезжают на проезжую часть на велосипеде, или здесь же затевают игру.
Установлено, что причина большинства аварий – грубейшие нарушения правил как водителями, так и пешеходами.
Не допустить подобной беспечности можно лишь благодаря воспитанию и обучению детей с самого раннего возраста. Правила, усвоенные в детстве в последствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Как показывает мой опыт, наблюдения, диагностика во II младшей — средней группе, что 65 % детей не знают, как вести себя в опасных ситуациях, 70% — не знают правила дорожного движения.
А результаты анкеты среди родителей на тему «Я и мой ребенок» показали, что 80% родителей считают, что более эффективным будет ознакомление детей с ПДД совместно с педагогами ДОУ, 25% родителей не обучают детей правилам поведения в транспорте, а 45% — не ведут работу в семье по формированию у детей знаний по ПДД. (Приложение №1)
Всё это следствие того, что работа в этом направлении ведётся не систематически, материал мало закрепляется на практике, отсутствует поддержка со стороны родителей.
При этом результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в обеспечении безопасности своих детей, но не всегда знают, как и что следует делать.
Поэтому, исходя из вышеуказанного, одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, я считаю, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребёнка осознанной необходимостью, дорожно-транспортных происшествий будет намного меньше.
Исходя из этого, передо мной возникла проблема: вырабатывать у детей согласно возрасту, стереотип безопасного поведения на дороге, оказывать методическую помощь родителям.
Необходимость решения этой проблемы и привела меня к необходимой разработке и реализации проекта по безопасности дорожного движения «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать».
Значимость вышеуказанных мною проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Исходя из цели были сформулированы мною следующие задачи:
- Формировать у дошкольников первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
- Расширять ориентирования в окружающем пространстве и прилегающей к детскому саду местности.
- Знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «светофор», дорожные знаки, правильное передвижение пешеходов и пассажиров.
- Уточнять и расширять знания детей в течение года об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора и их сигналов, действий пешехода и пассажира.
- Знакомить с разными видами транспорта, их особенностями, развивать интерес к разным видам транспорта.
- Формировать представления о правилах безопасного поведения на улицах города.
- Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасного поведения на улице.
- Обогащать словарный запас, тренировать мышление, память детей.
А исходя из задач педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» наметила следующие принципы, способствующие приобщению ребенка к безопасному поведению на дороге:
Считаю, что приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенном в предыдущем опыте.
- Воспитание собственным примером:
Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем — воспитателей.
И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.
- Соответствие формы обучения возрасту ребенка:
Считаю, что целесообразность того или иного поведения на дороге и отработка правильных форм этого поведения должны выступать в контексте потребностей и возможностей каждого возрастного периода. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.
- Включение обучения в контекст повседневной жизни:
Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, поэтому уделять ей внимание время от времени или только в отведенный урочный час представляется весьма легкомысленным. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но начиная с раннего возраста, ежедневно от прогулки к прогулке закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.
Поощрять ребенка за свою безопасность и безопасность окружающих. Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3года, но и когда ему уже исполнилось 5-7 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.
Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценки ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности. Моя задача, поощрять ребёнка за самостоятельное обеспечение своей безопасности и безопасности окружающих.
Работу планирую проводить в течение всего учебного года. Следует, по возможности, использовать местные условия и место расположения детского сада, поскольку значительная часть содержания программы связана с практическими занятиями на улице.
И зимой, весной и летом во время прогулок по улицам города обращаю внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, которые нужно строго соблюдать.
Гипотеза
Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь в дальнейшем.
Основные направления проекта:
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих выработке у детей стереотипа безопасного поведения на улице.
- Обучение детей правилам дорожного движения и профилактике травматизма на дорогах.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность по обучению детей правилам дорожной безопасности.
- Мониторинг знаний правил безопасности на проезжей части, в транспорте детей и родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
Планирую к окончанию проекта сформировать у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге согласно их возрастным особенностям.
Они должны знать:
- Назначение светофора и каждого его цвета, действия пешехода;
- Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
- Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!», «Остановка автобуса»;
- Как правильно переходить улицу;
- Чем различаются проезжая часть и тротуар;
- Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
- Составные части транспорта;
- Кто такие пешеходы, пассажиры;
- Профессия «Шофер».
Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД:
- Создание предметно – развивающей среды (уголок безопасности);
- Разработать конспекты НОД;
- Игрушки и игровое оборудование;
- Наглядно – дидактические пособия;
- Картотека сюжетно – ролевых игр и атрибуты к ним;
- Картотека дидактических игр;
- Картотека подвижных игр;
- Картотека стихов и загадок;
- Подбор музыкального репертуара, сценарий к празднику.
Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.
Оформить фотовыставку на тему: «Как мы изучали ПДД».
Для решения поставленных задач в проекте использовала следующие формы работы:
- НОД по образовательным областям;
- Беседы;
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Проблемные ситуации;
- Подвижные, словесные, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые игры;
- Досуги, развлечения, праздники;
- Чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций;
- Кукольный театр.
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на четыре этапа:
1 этап. Организационно- подготовительный:
- Создание условий для презентаций согласно требованиям;
- Подборка программно — методического обеспечения для реализации проекта;
- Изучение опыта педагогов – новаторов по теме проекта;
- Пополнению предметно – развивающей среды по мере реализации проекта;
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подготовка информации для родителей (по плану);
- Подбор детской и методической литературы, картинок, игр;
- Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей;
- Подбор иллюстрационного материала, пословиц, поговорок, загадок, стихов, литературных произведений по теме проекта;
- Подбор дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, игровых заданий, музыкальных произведений;
- Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицей;
- Подбор игрушек и игрового оборудования, наглядно – дидактических пособий;
- Поделка атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
2 этап. Рефлексивно-диагностический
- Анализ своих профессиональных возможностей и затруднений, а также заинтересованность своих коллег темой проекта;
- выявление уровня знаний и интереса детей по теме проекта;
- выявление данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
3 этап. Основной (практический): Работа с детьми через:
- НОД;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- совместную деятельность воспитателя и детей с учётом интеграции;
- самостоятельную и игровую деятельность детей;
- познавательно – исследовательскую деятельность детей по обучению ПДД;
- образовательную деятельность в интеграции образовательных областей (10) Работа с родителями:
- проведение консультаций;
- анкетирование;
- оформление уголка по ПДД;
- оформление памяток, папок – передвижек;
- оформление фотовыставки;
- беседы;
- проведение праздников, досугов.
4 этап. Заключительный (обобщающий). Результативность Итог проекта: 1. Совместный праздник «Волшебное путешествие в страну ПДД» 2. Обобщение результатов своей работы в форме фотовыставки. 3. Презентация опыта своей работы на семинаре – практикуме «Идея творческих мыслей». 4. Взаимодействие с социум: подбор интересных рисунков детей и родителей на выставку в детскую библиотеку города. 5. Выход на новый проект для детей старшей группы на новый учебный год.
В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены образовательные области, одна из которых – безопасность. Содержание данной образовательной области направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок безопасности к окружающему миру.
Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности в проекте является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы.) Образовательная деятельность по данному проекту мною осуществляется через разные виды деятельности в интеграции образовательных областей, исходя из задач и содержания проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать», календарно – тематического планирования работы по проекту.
(Приложение № 2)
Реализация проекта.
Первые итоги проекта.
В ходе реализации проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» в течение 2 месяцев проводились мною мероприятия в соответствии с разработанным комплексно – тематическим планированием по этапам.
Реализации проекта предшествовала большая предварительная работа:
- Подобрала иллюстративный материал по теме проекта;
- Разработала перспективное планирование подвижных, словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. (Приложение№3, №4, №5, №6)
- Изготовила атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
- Подобрала художественную литературу по данной теме. (Приложение №7)
- Составила картотеку пословиц, загадок. (Приложение №8)
- Разработала сценарии конспектов НОД, развлечений. (Приложение № 9,10)
- Подобрала консультации для родителей, папки – передвижки. (Приложение №11)
Данный проект оказал благоприятное влияние на всех его участников.
Для реализации проекта в группе «Кораблик» создана мною благоприятная среда, ориентированная на формирование ПДД.
Большое внимание уделяю беседам с иллюстративным материалом по теме проекта.
В ходе совместной, творческой работы с воспитателями и педагогами на начальном этапе в соответствии с планом была организованна экскурсия, на которой дети познакомились с улицами родного города и усовершенствовали свои знания о правилах дорожного движения, знаках и транспорте и у детей развивается познавательный интерес к ПДД.
Дети уже различают проезжую часть дороги, тротуар, пешеходная дорожка (зебра).
Понимают значение «Остановка автобуса».
Дети стали знать и соблюдать элементарные ПДД, узнают и называют знаки, транспорт.
Учим различать виды транспорта, а также изучаем запрещающие знаки движения для транспорта (Стоп, проезд запрещён).
Для того, чтобы закрепить полученные знания на экскурсии, дети закрепляют в ходе дидактических и подвижных игр.
Во время практической деятельности дети применяют свои знания и умения в сюжетно – ролевых играх «Дорога» и настольно — печатных играх.
С помощью демонстрационного и наглядного материала дети получают новые знания о светофоре и назначением его сигналов.
Полученные знания на экскурсиях, беседах, НОД, дети закрепляют в ходе игры «Красный, Желтый, Зеленый». Они соблюдают правила и двигаются согласно сигналу.
Самый внимательный его участник получает приз.
Продуктивная деятельность.
Результатом прогулки, проделанной работы по плану, стали детские рисунки и аппликации на тему «Наши Светофорчики».
Светофор Светофорович у каждого уже почти готов. Дети знают, что сигнал меняется и надо быть внимательным.
Один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге – пример родителей. В этом плане уже есть результат.
Активное участие в проекте принимают родители, которые помогли оформить выставку «Дети и дорога».
По этим рисункам мы с детьми составляли рассказы о ПДД.
Творческие работы и рисунки впоследствии вошли в папку «Дорога и дети».
В период реализации проекта пополняется словарный запас детей. На протяжении реализации проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать» дети научились делать простейшие выводы, появилось стремление к познанию объектов, прилегающей к детскому саду местности, устанавливают некоторые причинно – следственные связи.
В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении согласно разработке сценария проекта (по этапам и комплексно – тематическому планированию по образовательным областям).
Перспектива.
По завершению проекта «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»
с детьми уже старшей группы планирую работу продолжить с постановкой новых целей и задач, исходя из итоговых результатов мониторинга в конце учебного года.
|