Попелышева С.В. МКДОУ Ребрихинский детский сад «Улыбка» Ребрихинского района Алтайского края
Аннотация: психолого – ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении. Статья из опыта работы сельского дошкольного образовательного учреждения, которое уделяет большое внимание психологическому сопровождению детей с ОВЗ.
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества.
При инклюзивном образовании в нашем детском саду обязательным условием стало создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Для этого созданы все необходимые определенные условия. В учреждении функционирует 8 групп общеразвивающей направленности; 5 детей с ограниченными возможностями здоровья. Также работает консультационный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения. Обычные группы посещают 1-2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые пребывают в режиме полного дня со сверстниками при сопровождении психолога и узких специалистов. Педагоги ДОУ стараются сделать так, чтобы отношения внутри группы были похожи на отношения в семье, строились на доверии, взаимопонимании и заинтересованности.
Ключевыми направлениями работы ДОУ с детьми с ОВЗ являются: организационно – методическое, диагностическое направление, корекционно – развивающее, Консультативно – просветительское и профилактическое направление.
Организационно-методическое направление включает в себя подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. Программно – методическое обеспечение деятельности, согласно образовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно – оздоровительное, социально – личностное, художественно – эстетическое развитие воспитанников.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике. Основными направлениями коррекционно –развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
В нашем детском саду физическому воспитанию уделяется особое внимание, как основному фактору сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением.
Консультативный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 0 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Цели создания Консультативного пункта — обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
В МКДОУ «Улыбка» создан клуб под названием «Мы вместе», который решает ряд задач:
- Организации совместного досуга родителей и детей с ОВЗ.
- Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
- Психологические тренинги.
- Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВЗ.
- Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях
Тесное взаимодействие родителей, педагогов, специалистов и детей плодотворно влияет на развитие и воспитание маленького дошкольника.
Основной задачей педагога и всего образовательного учреждения является сотрудничество и позитивное взаимодействие, осуществление планов по организации совместных дел родителей и детей.
В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направление затронуло и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь зачастую они не могут получить так необходимую для них информацию. Чаще всего семья находится в так называемом «вакууме».
Благодаря дистанционному консультированию родители получают возможность:
Получать общие консультации по интересующим их вопросах у специалистов, находящихся на расстоянии.
И самое главное, родители ребенка с ОВЗ получают огромную психологическую помощь.
Воспитатели нашего сада прошли курсы повышения квалификации в АКИПКРО. Вел курсы Московский пед. гос. Университет при поддержке ФИРО по теме «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ». Педагоги научились разрабатывать адаптированные программы для детей с разными заболеваниями, познакомились с законами, побывали в центре реабилитации для детей с ОВЗ. В 2018 году наш детский сад вошел в программу «Доступная среда».
Таким образом комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого – педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают педагог – психолог, узкие специалисты, медицинская сестра, педагоги и родители.
|