Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
С 1 сентября 2014г. на базе нашего детского сада было открыто структурное подразделение «Лекотека». «Лекотека» – это служба игровой поддержки и психолого – педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В лекотеку принимаются дети от 3 до 7 (8) лет, не посещающие дошкольную организацию.
Услуги «Лекотеки» подразумевают ежедневные бесплатные индивидуальные и групповые занятия с логопедом, психологом, социальным педагогом, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования, воспитателем по специально составленным для ребенка индивидуальным программам реабилитации, а также медицинские процедуры: массаж, гидромассажные ванны, парафиновые обертывания.
Воспитанники не находятся в помещении стационарно, а работают в подгруппах на разных территориях дошкольной организации. Таким образом, есть возможность индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности. Одновременно задействованы: игровая, музыкальный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда, физиотерапевтический кабинет и сенсорная комната. Всё образовательное пространство включает в себя современное оборудование: интерактивная доска, интерактивный стол, ноутбуки, мультимедиа проектор, тактильно- звуковые – игровые панели, стол «ландшафт», развивающие наборы «пирамида приключений», «елочка» и «улитка Саша», столы с разноцветной подсветкой для рисования на песке и планшеты на подгруппу детей, многофункциональные игровые модули для конструирования, в том числе робототехника, развивающие игры и игрушки.
Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель сопровождения
Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений.
- Анализ мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.
- Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
- Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
- Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
- Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
- Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Методы и формы работы с детьми:
- Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
- Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
- Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Деловые игры.
- Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
|