Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка

Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка«Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка»
Семья – это первый социальный институт в жизни ребёнка. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка, имеющего проблемы в развитии.
С каждым годом число «особых» детей увеличивается, по данным исследований, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию [6]. При наличии у ребенка серьезных нарушений в развитии семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи.
В нашем детском саду компенсирующего вида по инициативе родителей в 2007 году открылась специализированная группа для детей, имеющих сложные сочетанные дефекты. Специализированную группу посещают 11 «особых» детей, 10 из которых имеют статус инвалида.  Под понятием «особый» ребенок  мы подразумеваем детей, имеющих различные нарушения в развитии и их сочетания: задержка психического развития, синдром раннего детского аутизма, детский церебральный паралич, эпилепсия. Впервые в практике нашего города «особые» дети посещают МБДОУ в течение целого дня под сопровождением воспитателей, дефектолога, логопеда, психолога, врача-педиатра.

Скачать конспект


Рассматривая социальный статус семей поступивших детей, мы обратили внимание на то, что семьи не обладают опытом воспитания детей (т.к. поступившие дети – единственные), ни педагогическим образованием и это создает у них дополнительные трудности в воспитании и развитии «особого» ребенка. А.А. Сагдулаев  отмечает, что семья имеющая «особого» ребенка переживает серию кризисов обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. При этом семьи, имеющие лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче [1]. Диагностика, проведенная нами родителей поступивших детей, подтвердила, что взаимоотношения в семье нарушены не только с ребенком, но и между супругами. Исходя из этого, мы организовали комплексную психолого-медико-педагогическую помощь в воспитании и развитии «особого» ребенка, а также психологическую помощь родителям с целью гармонизации внутрисемейных взаимоотношений (мать-ребенок, отец-ребенок, мать-отец, семья-социум). Для этого нами была разработана программа, которая состоит из трёх этапов:
I этап – подготовительный
II  этап – практический
III этап– контрольно-аналитический
На I этапе – подготовительном – была проведена диагностика внутрисемейных взаимоотношений с  помощью следующих методик:
1. Шкала степени отверженности ребёнка в семье (А. Баркан) [4];
2. Социограмма «Моя семья» (по Э.Г. Эйдемиллеру) [2];
3. «Экспресс-диагностика семейного состояния» (Р.В. Овчарова) [5];
4. Тематический опросник В. В. Ткачевой [3].
На II  этапе – практическом – эффективными формами работы с семьями результаты итогам являются:
- групповые и индивидуальные занятия с родителями, направленные на обучение родителей проведению занятий, игровой деятельности со своим ребёнком. Организация занятий осуществляется в рамках клуба «Играй-ка»;
- консультации, семинары – практикумы, тренинговые занятия направленные на повышение психоло-педагогической компетентности родителей,  адекватного восприятия «особого» ребёнка, гармонизации семейных отношений. Реализация проходит в рамках клуба «Молодая семья»;
- заседания клуба «Сотрудничества» с целью создания условий для реализации идей молодых семей, имеющего «особого» ребёнка способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению;
- совместные праздники, утренники, развлечения, способствующие установлению эмоционального контакта родителя и ребёнка, в результате чего у малыша возникает чувство психологической защищённости и психологического комфорта;
- взаимодействие медицинского персонала с родителями: консультации врача-педиатра, врача-психиатра, организация «Астма – школы», где родители получают информацию о заболевании, выполняют практические задания врача-аллерголога;  посещение занятий лечебной физкультуры, а также различных назначенных процедур.
На III этапе - контрольно-аналитическом мы подводим итоги нашей работы.
У большинства родителей началась социально-психологическая адаптация всех членов семьи, вызванного принятием дефекта ребёнка, взаимоотношения стали более благоприятные, комфортные, семейная тревожность снизилась. Работа с родителями способствовала динамике развития детей, которые освоили социально-бытовые навыки (самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки и т.п.),  обучились игровой деятельности, глобальному чтению,  у детей увеличился словарный запас.
Результаты анкетирования семей показывают, что родители в высокой степени удовлетворены от пребывания ребенка в детском саду, они отмечают, что посещение специализированной группы улучшили их взаимоотношения с ребенком. Работа, организованная с семьей, помогла гармонизировать внутрисемейные взаимоотношения,  принять ребенка такой, какой он есть, видеть в нем хорошее, не стыдиться, что ребенок «особый».
Зубаирова А.С., педагог-психолог, социальный педагог,
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик», ХМАО-Югра, г. Урай
Список литературы:
1. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии [текст] / А.А. Сагдуллаев. – Дефектология. 1996. №5 с. 75-78.
2. Психология и психотерапия семьи [текст] /  Э.Г. Эйдемиллер,     В. Юстицкис. – СПб: Питер, 2001. - 656 с.
3. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений [текст] / В.В. Ткачева. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.
4. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка [текст] /  А.И. Баркан. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 260 с.
5. Практическая психология в начальной школе [текст] / Р.В. Овчарова. - М.: 1999. – 256 с.
6. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.

Просмотров: 436
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Младина Элеонора. Роль семьи в развитии ребёнка
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Редактор. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Бронникова Ольга Леонидовна. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Лебединская Людмила Анатольевна. Консультация для родителей по физическому воспитанию «Роль утренней гимнастики в развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Черепанова Светлана Александровна. «Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Романова Ирина Анатольевна. Роль семьи в физическом развитии детей дошкольного возраста
  • Шунина Анна Александровна. Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Ткачук Надежда Константиновна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Абрамова Наталья Анатольевна. «Манкатерапия в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь