Черепанова Светлана Александровна. «Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»

«Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»

Автор: Черепанова Светлана Александровна, музыкальный руководитель, МАДОУ «ДС № 31 г. Челябинска»

По утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, понятие «неразвивающаяся способность» само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности, основ его музыкальной культуры.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте. Поэтому важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

 

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, так как именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Через приобщение к музыкальному искусству в ребёнке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех музыкального развития детей зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, а также от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому задача педагогов дошкольного учреждения – установить взаимодействие и организовать совместную работу для полноценного развития ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание ими значимости музыкального образования детей. Современные мамы и папы в силу своей занятости перекладывают ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, детский сад, школу. В связи с этим, необходимо ставить такие задачи, как сблизить детей со своими родителями, научить их взаимодействовать посредством музыки.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС дошкольного образования родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

В связи с этим в своей работе с родителями я выделила основные направления взаимодействия:

  1. Информационно-аналитическое
  2. Познавательное
  3. Наглядно-информационное
  4. Досуговое

Основной целью информационно-аналитического направления является изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов, с целью обеспечения дифференцированного подхода в работе с семьей.

С целью анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье, выявления уровня компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания, готовности родителей к сотрудничеству, проведения анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье мною было проведено анкетирование родителей. В опросе участвовало 53 человека. Им было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, разработанной мною.

Обработав результаты проведённого анкетирования, я сделала следующие выводы. К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего. Всего 24% родителей когда-то занимались музыкальными видами деятельности. Хотя 100% родителей не считают музыку пустой забавой, всё же в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей нужно как в детском саду, так и в семье — 92% родителей.

Приятно отметить, что на вопрос «Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальном занятии в ДОУ?» большинство родителей дали положительные ответы: «да» или «почти всегда» — 75%. 38% детей любят устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный материал, выученный в детском саду.

Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе музыкального воспитания детей в семье недостаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание условий для развития детей в музыкальной деятельности в большинстве семей (69%). Лишь в двух семьях практикуется посещение театров, концертов (4%), большинство же ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями (87%). Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.

Мною отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного музыкального обучения (79%). Родители редко поют или танцуют вместе с детьми, несмотря на то, что 39% родителей в разной степени владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, в остальных случаях в семьях недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать развитие музыкальных способностей ребёнка.

Так же выяснилось, что родители почти не заботятся о создании музыкальной среды дома: только 5% детей имеют настоящий музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон), лишь в 33% семей имеется специально подобранная детская видео- и аудиотека, а у 17% детей не имеется ничего. Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства дошкольников (82%), способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать их музыкальные способности. (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).

Анализ ответов родителей показал, что у большинства из них есть желание сделать всё необходимое для музыкального развития своего ребёнка. Но для этого им необходима помощь педагогов: консультации (48%), практические занятия (30%), подбор литературы по этому вопросу (12%). 98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом!

Главной целью познавательного направления я считаю повышение музыкальной культуры родителей.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка, в значительной мере зависит процесс развития музыкальных способностей, формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники.

В моей практике наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, беседы, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый эффект. Однако этого недостаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье. Важно ещё обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)

Исходя из проведённого анализа анкет, я наметила новые формы и методы участия родителей в образовательной деятельности нашего ДОУ с учетом их личных способностей и умений:

  • индивидуальные беседы и консультации,
  • дни открытых дверей,
  • анкетирование,
  • тематические родительские собрания,
  • фоторепортажи,
  • музыкальные концерты,
  • совместные праздники родителей с детьми.

Конечно, основные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаются, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо:

  • Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
  • Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  • Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе музыкальных, хороводных игр.
  • Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен, и др.)
  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.
  • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  • Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  • Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.

Таким образом, если правильно и в системе «музыкальный руководитель – воспитатель – родитель» выстраивать работу по музыкальному воспитанию, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей.

Вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения – основная цель наглядно-информационного направления.

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме родители узнавали о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Каждое данное мероприятие требовало тщательной подготовки: определялось содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбирались примеры из занятий, литературных источников, оформлялись наглядные пособия, разрабатывались рекомендации.

Самой распространённой формой наглядной агитации являются папки-передвижки. В них представлены расписание музыкальных занятий, размещается перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно познакомили родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, давали информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкального занятия в детском саду. Фоторепортажи на темы: «Моя музыкальная семья», «Музыкальная жизнь группы», «На празднике нашем мы поём и пляшем», «День защитника отечества» и др., особенно привлекали внимание пап и мам. Они сопровождались небольшими стихотворениями, краткой информацией.

Главной целью досугового направления я считаю совместное создание музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в детском саду и дома.

Я уверена, что традиционные праздники в детском саду станут эффективной формой общения детей со своими родителями, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми. С этой целью нами проведены ряд таких праздников как: «День защитника Отечества», «8 Марта», «Масленица», «Зимние колядки», «Встреча весны» и т.д. Родители в таких праздниках были полноправными участниками – от идеи до воплощения:

  • происходил обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • разучивались стихи, песни, танцы, проходила работа над ролью, придумывались сказки, истории;
  • подготавливались отдельные номера;
  • шились праздничные костюмы, подготавливались реквизиты;
  • оказывалась помощь в оформлении помещения;
  • оказывалась помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Участие родителей в подготовке к районным конкурсам, выступления на творческих конкурсах, концерты, выступление артистов театров в ДОУ невозможно реализовать без участия родителей. И всё это способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка. Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на танец, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх.

В этом году впервые в нашем ДОУ состоялся конкурс «Голос. Дети». В подготовке и проведении этого конкурса приняли участие родители группы: изготовили статуэтки с эмблемой конкурса, подготовили костюмы для выступления, приняли участие в составе жюри, приготовили памятные подарки с логотипом конкурса. Концерт получился красочным, интересным, творческим, креативным и эмоционально-насыщенным.

Итак, воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Литература

  1. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. — 240 с.
  2. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  5. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ/ О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
Просмотров: 462
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Тихомирова Екатерина Сергеевна. Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Лавриненко Елизавета Павловна. Консультация для родителей Тема: «Внешний вид детей на музыкальных занятиях в ДОО»
  • Иваницкая Олеся Владимировна. Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала — сотворчество детей, родителей и педагогов
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кирьян Лидия Борисовна. Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
  • Боушева Наталья Альбионовна. НОД спортивно – музыкального развлечения для родителей и детей «Вместе с мамой».
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Беленькова Елена Анатольевна. Конспект музыкального занятия в старшей группе «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Волшебные нотки здоровья» Старший дошкольный возраст.
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Горбунова Жанна Александровна. Спортивно – музыкальный праздник для старших дошкольников и родителей 'День Семьи'
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Лебединская Людмила Анатольевна. Консультация для родителей по физическому воспитанию «Роль утренней гимнастики в развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Шунина Анна Александровна. Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь