Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Автор:
Тихомирова Е.С
Игра — тип деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.
Классификация музыкальных игр:
- Игры на музыкальных инструментах
Цель:
Развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти.
- Игры с пением, игры спектакли
Цель:
Обучение ритмики, тренировка координации движений.
- Музыкально-дидактические игры
Цель:
Развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха.
- Ритмические игры со словом
Цель:
Развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве.
- Пальчиковые игры под музыку
Цель:
Тренировка мелкой и крупной моторики, развитие речь, памяти, внимания и музыкального слуха ребенка.
Скачать конспект
Музыкальные инструменты — оригинальные устройства из различных звучащих материалов, с помощью которых музыканты исполняют, импровизируют и сочиняют музыку. Инструменты являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств. Не нужно знать язык, на котором говорит музыкант, играющий восхитительную музыку. Вы поймёте всё без слов, потому что музыка — универсальный язык.
У детей знакомство с инструментами начинается с группы шумовых музыкальных инструментoв. Сюда входят маракасы, шумовые коробки, трещетки и пр. Даже пoгремушка является шумовым инструментом. Они позволяют заложить основы для будущего музыкального развития.
Начинать знакомство лучше со сказочек – шумелок. Они постепенно введут малышей в мир необычных звуков, а детям, в свою очередь, будет очень интересно его познавать таким образом.
ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.
БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» — Бросил он лису в сани,
БАРАБАН
а сам пошёл впереди.
ЦЕЛЛОФАН
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО
Выбросила всю рыбку и сама убежала
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Чем старше дети, тем богаче их музыкальный мир. И, со временем дети узнают новые, более сложные инструменты (трещетки, гитара, гусли, бубны, деревянные ложки, кастаньеты и др.), учатся выстукивать не сложный ритм.
ПОГРЕМУШКА
Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуется использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Погремушка-погремушка, музыкальная игрушка Хочешь, сразу две возьми И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми И греми, греми, греми! Спрячь за спинку погремушки Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди И тихонько посиди На соседей погляди И тихонько посиди.
Для того чтобы простучать ритм произведения, ребенок должен сначала запомнить мелодию, а затем ее пропеть. И только потом проиграть (простучать) на музыкальном инструменте. Для того, чтобы эта задача не оказалась слишком сложной и невыполнимой, в дошкольных учреждениях с младшего возраста учат с детьми ритмические игры со словом.
ТРИ УТЕНКА
Дети делятся на две группы. Первая будет стучать восьмыми длительностями, а вторая – четвертными.
1. 2.
Жили-были три утенка Пик, Пак, Пок Хорошо и дружно жили Пик, Пак, Пок Как-то утром на рыбалку Пик, Пак, Пок Зашагали вперевалку Пик, Пак, Пок
Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок И еще поймать могли бы Пик, Пак, Пок Съели дружно все до крошки Пик, Пак, Пок Кроме маленькой рыбешки Пик, Пак, Пок
В младшем возрасте ритмические игры чаще замещаются пальчиковыми, т.к oни являются важным фактором для развития речи. Очень важно исполнение взрослого. Для самых маленьких — спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет необходима выразительность именно в мимике. Для выразительного исполнения следует выучить стихи наизусть.
ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС
Кап-кап-кап с былинки — (Четыре пальца обеих рук поочередно Капают росинки касаются большого пальца) Грустный вальс — (Кисти обеих рук плавно двигаются в Танцует дождик разные стороны). Танцевать лишь — (Сжатые кулачки поочередно
Слон не может шагают по коленкам) Он играет на трубе — (Имитируют хобот слона) И поет – соль, фа, ми, ре — (Кончики пальцев обеих рук поочередно касаются друг друга, начиная с большого)
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают присутствие неких законов, игровых операций. Музыкально-дидактические игры используются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. Умения, приобретенные детками в ходе разучивания игр, дают возможность им наиболее удачно исполнять задачи, сопряженные с разными типами мелодической работы. Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит музыкальному руководителю, который является инициатором проведения игры. Он корректно направляет хoд игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и креативный характер игрoвой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
СОЛНЫШКО И ТУЧКА
Цель игры: развивать у детей представление о различном характере музыки.
Ход игры: Детям раздаются карточки и предлагают прослушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них и показывают карточку с изображением, соответствующим характеру музыки.
Игры с пением и игры спектакли весьма схожи между собой. В обоих случаях идет инсценирование игры, либо какое-то действие, которое описывается словами. Как правило, дети очень любят такие игры, т.к они, чаще всего подвижные. Во время этих игр проявляются актерские способности детей, развивается чувство ритма, улучшается работа памяти.
Музыкальная игра может обеспечить ребятам большое наслаждение благодаря тому что, ребенок:
- наслаждается самoй музыкой (приобретает эстетическое удовольствие);
- имеет возможность показывать свои эмоции;
- может свободно двигаться;
- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.
Список использованной литературы.
- Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Советский композитор, 1991.
- Анисимова М.В «Музыка здоровья», Сфера, 2014 г.
- Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.,
- И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.. — СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
- Бабунова Е.С «Наш дом – Южный Урал» Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – 2 изд. – Челябинск: Взгляд, 2007 -239с.
- Буренина А. И.. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Ритмическая мозаика, СПб.: ЛОИРО, 2000г.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы – М.: Мозаика-Синтез, 2010г., — 304с.
- Вейс П. Ступеньки в музыку. М., Советский композитор, 1987.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
- Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» — С-П 2010г. 64с.
- Журнал «Музыка в детском саду» (выпуск №5)
|