Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»

Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»

Учитель – логопед Резник Анджела Анатольевна

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (год.)

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

 

Скачать проект

Анализируя литературу по проблеме ОНР у детей дошкольного возраста, я сделала вывод о том, что многие исследователи (Р. Е. Левина, Г.А. Никашина, В.А. Ковшиков, Г.А. Каше и др.) при комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Перед тем, как начать рассматривать методику развития фонематического восприятия, следует уточнить само понятие «фонематический слух». Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения, (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы), носит название смыслоразличительного или фонематического слуха (О. В. Правдина, Логопедия. Москва. 1973 г., стр. 10). Иначе говоря, фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л. С. Волкова. Логопедия. Москва- 1989 г., стр., 526). Термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами (по определению Р-И. Лалаевой), /Логопедия, Волкова Л.С.. Москва. 1989г. /

Термин «фонематическое восприятие» обозначает — «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Специальное исследование состояния фонематических функций, проведенное мной в начале года позволило сделать вывод, о несформированности фонематического восприятия у детей логопедической группы. Исследование фонематических функций проводилось по пяти основным направлениям:

  1. Исследование слухового внимания.
  2. Исследование простых форм фонематического восприятия.
  3. Исследование сложных форм фонематического восприятия.
  4. Исследование фонематического синтеза.
  5. Исследование фонематических представлений,

Также исследование фонематических функций позволило сделать следующие выводы: у детей группы отмечается неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания; нарушение произвольного внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям. Задания 2,3, 4 направлений (т. е. исследование фонематического анализа, синтеза и представлений) детям непонятны и невыполнимы.

Актуальность: Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового атериала. Такими средствами являются специальные игры и наглядное моделирование. Практика показывает, что применение в своей работе игр на развитие фонематического слуха и восприятия, и применение наглядного моделирования в работе с детьми дает положительный результат:

  • материал воспитанникам интересен;
  • наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный;
  • имеет ситуацию успеха;
  • вызывает положительные эмоции.

Многие педагоги (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, А. Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В. К. Воробьева) считают: что для полноценного усвоения звуковой стороны речи посредством использования игр и наглядного моделирования, работа будет эффективна тогда, будут соблюдены следующие педагогические условия:

  1. Формирования интереса к речевой деятельности и наглядному моделированию;
  2. Организация субъект – субъектного взаимодействия педагогов и детей;
  3. Организация взаимодействия ДОУ и семья.

Цель проекта — развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, через наглядное моделирование, у детей с общим недоразвитием речи.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Разработать проект для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза с детьми с общим недоразвитием речи.
  2. Использовать наглядные методы и средства, побуждающие детей к процессу развития речи.
  3. Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и к развитию фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование;
  4. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи.

Первый этап. Целеполагание. (Проблема)

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально — психологических особенностей детей.

Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим выбраны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Ученые также отмечают, что схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению ребенка. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов и знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. В основе наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели дает возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач.

Формирование навыков наглядного моделирования предполагает определенную последовательность приемов решения таких задач:

  1. Знакомство с графическим способом представления информации.
  2. Развитие умения дешифровки модели.
  3. Формирования навыка самостоятельного моделирования.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико – грамматического строя.
  2. Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и, особенно для определения путей их преодоления и коррекции.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения речевой деятельностью с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения в подгрупповые и индивидуальные занятия, игры и задания по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза на основе наглядного моделирования
  • полноценное освоение звуковой стороны речи, фонематического восприятия анализа и синтеза

- повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Проектная часть

Реализация проекта «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через игры и наглядное моделирование» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа: 1этап – диагностико-мотивационный, 2 этап – проектно-организованный, 3 этап – практический, 4 этап – итоговый.

Этапы реализации

1этап – диагностико-мотивационный

Задачи:

- Выявить уровень развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей.

- Создать условия для активного участия в проекте детей, родителей.

Дата проведения. Работа с детьми

- Диагностирование детей.

-Анализ полученных результатов.

Работа с родителями

- Сообщение родителям об итогах проведения диагностирования.

- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми во время консультативных часов.

2 этап – проектно-организационный

Задача:

Разработать проект «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через игры и наглядное моделирование».

Содержание деятельность

Разработка этапов проекта

Разработка комплекса игровых заданий по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза с использованием наглядного моделирования

Разработка перспективного плана с родителями

Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического материал, изготовление схем, картинок — символов, макетов; создание мультимедийных презентаций, создание игровых картотек, папок передвижек для родителей.)

3 этап – практический

Задачи:

  1. Реализовать с детьми комплекс игровых заданий, направленных на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  2. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию фонематического восприятия анализа и синтеза.

Содержание деятельности с детьми

Подготовительный этап включает в себя следующие разделы:

Раздел № 1: «Развитие слухового внимания и памяти»

На развитие слухового внимания и памяти детей на базе неречевых звуков, в своей работе я использую такие игры как: «отгадай, что я делаю?», «парад звуков», «сделай так же», «колокольчик», «что говорят животные?», «тихо- громко».

При развитии слухового внимания и памяти на базе речевого материала. Использую в своей работе следующие игры: «запомни и назови», «запомни и покажи», «подбери словечко», и т.д.

Раздел № 2: «Развитие простых форм фонематического анализа»

Основные задачи данного этапа:

  • формировать фонематическое восприятие на материале не речевых звуков;
  • развивать способность узнавать и различать не речевые звуки;
  • учить различать высоту, силу и тембр голоса;
  • учить различать слова близкие, по звуковому составу;
  • учить различать слоги и затем фонемы родного языка.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

а) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

б) определение количества и последовательности звукового ряда гласных.

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

а) Определение наличия гласного звука.

б) Определение наличия согласного звука.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый — мягкий, звонкий — глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный звук.

3. Фонематический анализ слов. Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.

Речевой материал дается в следующей последовательности:

односложные слова, типа: ус, дом, рис;

двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

односложные слова со стечением в начале слова: стул;

односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т.п.

а) Выделение звука на фоне слова.

б) Выделение первого ударного гласного из слова.

- (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука) напиши гласную букву, стоящую в начале слова

в) Вычленение первого согласного звука из слова. Назови первый согласный звук:

  • подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий
  • обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его

- (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.

г) Определение конечного согласного в слове.

  • подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий), назови его
  • обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами

- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

д) Выделение ударного гласного из середины слова.

- подними руку, если в слове «сильный» звук...

Раздел № 2: «Обучение сложным формам фонематического анализа»

Развитие навыка определять количество звуков в слове.

Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):

  • назови сколько звуков в слове
  • выложи столько фишек, сколько звуков в слове
  • отбери картинки с заданным количеством звуков
  • отстучи количество звуков в слове
  • напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове
  • разложи картинки в 2 группы по количеству звуков

- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

  • послушай слово и назови слово по звукам
  • выложи цветными фишками слово
  • заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку

- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

Найди место звука... в слове;

  • назови картинку, место звука... в слове
  • отбери картинки, в названии которых звук... стоит на 2 (3, 4) месте
  • назови место звука... в словах (в ряду слов)
  • обозначь место звука на схеме
  • назови «соседа справа» звука... (вариант: «сосед слева», соседей)
  • назови, после какого звука стоит звук... (вариант: перед каким звуком)
  • назови, обозначь между какими соседями стоит звук
  • составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами)
  • проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й,..., последний)
  • сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам
  • выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме..., объясни почему)

- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.

Раздел № 3: «Развитие навыка фонематического синтеза»

  1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
  2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р в начале, середине и в конце слова).
  3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).
  4. Преобразовать слова:
  • добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов)
  • убирая звук: плуг-луг; угол-гол
  • изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор-...

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,... (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

9. Работа (с 6 лет) по звуко — буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.

Раздел № 4: «Формирование фонематических представлений»

Игры: «Помоги лягушке добраться до кочки», «звуковая дорожка».

Взаимодействие с родителями:

Октябрь Родительское собрание «Роль игр в формировании и развитии фонематического восприятия и слуха.»

Ноябрь Консультация на тему: «Учим детей слышать звуки»

Декабрь Оформление картотеки игр на развитие фонематического слуха

Январь «Учите играя. Игры и упражнения со звучащим словом.» Подсказки для родителей. Мастер класс.

Март «В стране правильных звуков родного алфавита» ООД с включением игр и упражнений на развитие фонематического слуха.

Апрель: Выставка пособий своими руками по наглядному моделированию: «Развиваем ушки».

IV этап – итоговый

Задача:

Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Развитие фонематического слуха и восприятия 1год обучения (2017-2018 уч. г)

Сентябрь 2017г-36%

Май 2018г- 70%

Развитие фонематического слуха и восприятия 2 год обучения (2018-2019 уч. г)

Сентябрь 2017г-70%

Май 2018г- 86%

Данное логопедическое обследование проводилось с целью выявления сформированности навыка фонематического слуха и восприятия. Согласно данных диаграммы у 100% воспитанников заметна динамика развития. У 86% (10 детей) фонематический слух соответствует возрастной норме. У остальных детей отмечается динамика в развитии фонематических процессов. У одного ребенка остается недостаточно развитым навык фонематического анализа, и у одного ребенка не до конца сформирован навык фонематического синтеза.

Приложение.

Развитие слухового внимания и памяти на базе неречевого материала.

Развитие простых форм фонематического анализа.

Сложные формы фонематического анализа (6 лет)

«Назови соседа справа, слева». «Выложи столько фишек сколько звуков в слове»

Выделение гласного звука из слова.

Развитие фонематического синтеза.

«Собери слово из букв» «Отбери картинки с 3 звуками».

Развитие фонематического анализа.

«Придумай слово со звуком /Р/, измени слово.»

Также в своей работе использовала авторские методические разработки «Произнеси правильно звук, соотнеси его со схемой». «Граматная гусеница», прекрасная помощница при звуковом анализе слова. Новую педагогическую технологию, такую как ЛЭПБУК, направленную на развитие фонематического анализа ребенка, начиная с простых форм фонематического анализа до сложных форм анализа и синтеза. Не оставила без внимания и такую область как ИКТ, была создана авторская презентация на развитие фонематического восприятия.

Проводились встречи с родителями на родительских собраниях, демонстрировались мастер- классы по развитию фонематического восприятия у воспитанников.

В помощь родителям были разработаны картотеки игр на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха. Был проведен конкурс среди родителей на изготовление игр своими руками «Развиваем ушки».

На протяжении всего года, мною были прослушаны вебинары «Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи», «Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО», «Игровые приемы в развитии фонематического слуха», для повышения професиональной компитенции и более глубокого изучения данного вопроса.

Список используемой литературы.

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  4. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.
  6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  7. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
Просмотров: 1280
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Крючкова Елена Юрьевна. Викторина для детей старшей группы на развитие фонематического восприятия «Весёлая ярмарка»
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Ольга Салдина. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
  • Костикова Надежда Владиславовна. ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Оксана Горбунова. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
  • Ботвиньева Татьяна. Обследование сформированности фонематического восприятия у детей с ТНР
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Екатерина Третьякова. Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Казакова Наталья Владимировна. Игры на развитие фонематического слуха.
  • Ермолова Антонина Евгеньевна. Презентация «Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет»
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Методическая разработка 'Развитие фонематического слуха у дошкольников'
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Трунова Ирина Сергеевна. Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи»
  • Марина Жаркова. Развитие фонематического слуха
  • Андреева Ирина Анатольевна. Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • И.Н. Астаева Е.В. Ромашко О.В. Сухоногова. Формирование фонематического слуха — залог успешного становления речи
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Светлана Келина. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь