Учитель-логопед Андреева Ирина Анатольевна, МБДОУ «ЦРР — д/с «Колокольчик» г. Абакан, Республика Хакасия.
Тема: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить родителей с играми, способствующими развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
- Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме развития фонематического слуха у детей в домашних условиях.
Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели.
Место проведения: помещение группы, детский сад.
Форма проведения: круглый стол
План проведения:
- Вступление.
- Основная часть.
- Игровой этап.
- Составление рекомендаций.
- Подведение итогов.
- Вступление.
Уважаемые родители.
Мы рады, что вы нашли время и пришли в наш детский сад.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
2. Основная часть.
Фонематический слух – это умение различать и выделять речевые звуки. Каждое слово, сказанное ребёнком состоит из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому важно, чтобы ребёнок мог правильно услышать звук и правильно его произнести.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом. или фонематическим восприятием.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы языка и определять звуковой состав слова.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно используют развернутую фразовую речь, различные конструкции сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, у них развиты навыки словообразования и словоизменения. К этому времени сформировано звукопроизношение. Ребёнок быстро усваивает процесс анализа и синтеза звуков.
У некоторых детей даже при сохранном слухе и нормальном интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, и отставание в формировании словарного запаса. Если эти нарушения или одно из нарушений не исправит вовремя в дошкольном возрасте, то в дальнейшем в школьные годы это приведёт к таким речевым нарушениям как дисграфия и дислексия, это приведёт к закомплексованности, занижению самооценки личности.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
- ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет (н-р звук [а] в словах мак, жук, кот, Аня);
- ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (“коза” и “коса”, “жить” и “шить”);
- он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, в начале, в середине и в конце слова. Важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различию, и научить ребёнка основам грамотности.
Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.
3. Игровой этап.
Мы предлагаем вам несколько игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
«Закрой глаза и слушай! Что делает шум? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
«Угадай, что звучит».
«Кто тебя позвал».
«Хлопай, не зевай».
«Попугайчики».
4. Составление рекомендаций:
Работа по формированию у детей фонематического слуха и восприятия ведётся по нескольким направлениям:
1 — узнавание неречевых звуков.
Целью является развитие слухового внимания и слуховой памяти, что важно для успешного развития фонематического восприятия в целом. Неспособность слушать чужую речь часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому вам нужно научить ребенка слышать звуки, чтобы иметь возможность их сравнивать.
Для этого можно проводить с детьми игры и упражнения: послушать звуки за окном: «Закрой глаза и слушай! Что делает шум? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?»
2 — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз, т. е. необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть интонационной выразительностью. Играем с ребёнком в игры на развитие силы голоса:
«Далеко — близко». Ребёнку предлагается изобразить как гудит самолёт, когда летит далеко и как гудит самолёт, когда летит близко. Аналогично с другими предметами, транспортом, животными.
«Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
«Кто тебя позвал». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
3 — различение слов, близких по звуковому составу. Играем в игры на развитие чувства ритма и рифмы:
«Будь внимательным». Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.
«Закончи предложение». На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».
4 — дифференциация слогов. Для этого хорошо играть в игры на звукоподражание:
«Правильно-неправильно». Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».
«Гномы». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.
«Хлопай, не зевай». Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
«Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
5 — дифференциация фонем.
Игры на различения гласных и согласных звуков:
«Цепочка». Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку).
6 — развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры и упражнение на выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова), определение гласного и согласного звука, глухого и звонкого, твёрдого и мягкого, определение последовательности звуков в слове: «Собери слово из слогов». Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.
5. Подведение итогов собрания.
Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.
Решение родительского собрания:
- Использовать в развитии фонематического слуха детей знания, полученные на родительском собрании опыт других родителей и воспитателей.
- Продолжать повышать уровень знаний и компетентность по вопросам развития фонематического слуха у детей.
- Уделять внимание развитию фонематического слуха детей.
Пусть дети радуют вас своими достижениями. Успехов вам во всём!
|