Накарякова Н.С. воспитатель МАДОУ Детский сад №84 г. Уфа
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. К сожалению, в последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Одной из причин является неспособность правильно слышать и узнавать звуки. Речь идет о нарушении фонематического слуха. Фонематический слух — это «речевой слух», различение в звуковом потоке отдельных звуков речи. А ведь именно от этого будет зависеть успешное обучение чтению и письму.
скачать конспект
Данная разработка посвящена особенностям работы над фонематическим слухом в средней группе детского сада. На мой взгляд, это наиболее подходящий возраст для обучения элементам грамоты. Ребенок уже различает сходные фонемы на слух в собственном произношении, что служит основой для освоения звукового анализа и синтеза. Лучше всего развивать фонематический слух в игре. К концу года дети должны уметь:
- различать короткие и длинные слова
- похожие и непохожие слова
- звонкие, громкие, тихие слова
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно
- определять и называть первый звук в слове.
Для развития фонематического слуха в организованную образовательную деятельность по развитию речи можно включать следующие дидактические
игры:
- Назови картинку и подбери похожие слова. Картинки даются разрезные.
- Назови картинку. Помести короткие слова в дом, длинные слова — в большой домище. Картинки даются разрезные.
- Назови картинки. Как они звучат? Помести тихие слова под тучу, звонкие – под зонт, громкие – под гриб. Картинки даются разрезные.
- Две девочки Сима и Соня. Назови картинки. Симе подарим картинки с мягким [с], Соне с твердым [с]. Имена девочек и
картинки можно изменить в зависимости от изучаемого звука.
5. Игра «Назови звук».
Детям предлагается хлопнуть в ладоши или топнуть, если вначале слышат заданный звук.
Таким образом, мы постепенно подготавливаем детей к ознакомлению со знаковой системой языка и чтением.
|