Мастер – класс "Слова! Слова! Слова!" Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть интересным собеседником. Л.С. Сековец Мастер-класс начинается со стихотворения А. Барто «Сильное кино» Заранее, заранее - Они ползут, Все было решено: А он им –раз! У школьников собрание, А тут как раз она ползла, Потом у них кино. А он как даст ему со зла! Домой придет Она – им раз! Мой старший брат, Они ей - раз! Он мне расскажет Но тут как раз Все подряд, Её он спас, Он объяснит мне, Он был с ней заодно. Что к чему, Ух, сильное кино! А я большая! Нет, видно, я еще мала, Я пойму. Я ничего не поняла. И вот он начал свой рассказ: - Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата? У мальчика недостаточный словарный запас. -А, что такое словарный запас? (Ответы из зала.) Тема мастер – класса «СЛОВА! СЛОВА! СЛОВА!» Много на Земле живых существ, из них только человек обладает даром речи, даром слова. (Л. Успенский)
Через СЛОВО человек впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза, перед ним раскрывается целый мир. Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово. 1. Как же дать детям понятие о слове? Посмотрите вокруг… Как много разных предметов окружает нас. Для каждого из них есть свое название – слово. (Логопед указывает на предмет – педагоги называют их.) Слова можно найти везде: И на небе, и в воде. На полу, на потолке, Вы не слышали такого? Не беда! Играем в СЛОВО! Все слова мы собираем в корзиночку. Давайте поищем слова в группе, в кармане… Необходимо вызвать у детей интерес к слову. А как? При помощи игр, при помощи сказок, стихов. Занятие с детьми должно стать праздником. А праздник для ребят, когда игра сменяется игрой. Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука. 2. Вы знаете… Когда-то жил на свете Волшебник ПинтиГру – То самый, что придумал Веселую игру: - Мне говорили как-то, Но вот забыла все ж, Какое слово КАКТУС? Какое слово ЕЖ? Ах, да! Ну-ну! Конечно! КОЛЮЧИЕ СЛОВА! И ГВОЗДЬ, ПИЛА, ИГОЛКА- КОЛЮЧИЕ СЛОВА! А вы-то что ж молчите? Скажите: «ПинтиГру!» И можете включаться В Колючую игру! Какие колючие слова вы услышали в стихотворении? · Игра «Такие разные слова» (зрители называют колючие слова, а логопед «собирает» их в корзинку). - А еще есть сладкие слова. Какие? (Быстрые, тихие, громкие, кислые и т.д.) 3. Понятие слово само по себе абстрактно. Как же объяснить понятие «слово»? - Как показать детям СЛОВО? - Как потрогать СЛОВО?
Слово –это дом. В каждом доме живет слово.
· Есть слова-предметы (показ схемы слова). Некоторые из них отвечают на вопрос: Кто?– это живые предметы. (Медведь.) Другие слова отвечают на вопрос: Что? – это неживые предметы. (Яблоко.)
(Символ - дом с треугольником.Треугольник накладываем на домик.)
· Есть слово – признак предмета. Они отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое?
Медведь какой? -……..
Яблоко какое?-……….
(Символ - дом с треугольником розового цвета.)
· А еще есть слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делать?
Медведь что делает?-……..
Яблоко что делает?-………
(Символ - дом с треугольником, треугольник с ручками, ножками.)
? Игра «Точно и быстро. Кто это? Что это?»
Двум желающим педагогам предлагаются предметные картинки, обозначающие живой и неживой предмет. Педагоги должны подобрать к ним слова-признаки, а затем слова-действия, а остальные - угадывают задуманные слова.(Картинки: солнце, иголка, лиса, лягушка.)
4. Одна из задач: познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.
При помощи игрыможно познакомить детейсо словами родственниками. (Логопед рассказывает сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов которые являются родственными словами.)
Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и выросло дерево, а на нем слова-плоды: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегирь, снегопад, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.
· Педагогам предлагается «вырастить» дерево, на котором плоды – родственные слова.Предлагается слово: рыба.
5. Совсем нетрудно объяснить ребятам, что такое рифма.
А вы знаете, что бывают слова с похожими хвостами? И вот уже ждет ребят игра «Соедини два слова» или «Загадай рифму».
Предлагаются картинки, которые нужно объединить в пары:подушка- лягушка, мошка – кошка, ворона – корона, бабочка – тапочка и т.п.
· В конце мастер-классастихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова».
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз —
Над нами и под нами —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо...
Язык — и стар и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!
|