Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции

Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции

Воробьева Маргарита Евгеньевна Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь»

В настоящее время, проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальными и значимыми. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать ребёнку коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, расширяет сферу его социального ориентирования, что является решающим условием для развития его личности. Это означает, что от развития речи зависит и развитие личности ребёнка.

Напрашивается вопрос: Как театрализованная деятельность может повлиять не только на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности ребёнка? Работая с детьми младшего возраста, мы отметили, что проблема коммуникативного развития актуальна и для нас.

 

Скачать конспект

Мы остановились на играх драматизациях. Игра – это средство обучения и основной вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Игры- драматизации, это особые игры в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Ребенок в игре превращаются и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой. Игры- драматизации таят в себе большие возможности для одновременного решения задач социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, что интегрирует знания и умения детей и создаёт условия для их творческого развития и применения.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ представлены в общеобразовательных программах детского сада.

Так, народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Это и несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. В них, как известно добро и зло разграничены, даны чёткие оценки поступкам героев. Определены положительные и отрицательные персонажи. Взяв всё это во внимание для развития выразительности детской речи произведения: устного народного творчества (куда входит и региональный компонент, народные игры, игрушки и игры- драматизации), окажут нам неоценимую помощь в развитии коммуникативных способностей детей. Восприятие художественного произведения ребёнком – особая форма осмысленной деятельности.

Цели и задачи которые необходимо решать педагогу, руководящему процессом игр-драматизаций: оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта; формирование интереса и любви к книге, умение её слушать и понимать; помощь ребёнку в открытии мира словесного искусства, в передаче выразительности интонаций фольклорных и простых текстов; расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр-драматизаций.

Для реализации этих задач необходимы следующие условия: материальная база и развивающая среда; наличие театров: пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и т. д.; ширмы, декорации; аудиозаписи сказок, песенок, потешек; наборы иллюстраций к сказкам; наличие художественной литературы (книги с потешками, сказками, сценариями т. д.); уголок «Ряженья» в группе для самостоятельного воплощения детей в разные роли и идеи; костюмерная.

Данный вид деятельности трудоёмкий т. к. требует затрат времени на приготовление костюмов и театра сказок для показа детям, необходимых атрибутов, декораций, оформление места действия. Немало времени уходит на формирование у детей интереса к книге, разучивание отдельных отрывков и диалогов, постепенное пополнение их литературного багажа, потребности рассматривать иллюстративные книги, обогащение литературного опыта и наконец, формирования навыков умения воплощаться в разные роли, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Игра-драматизация — интегрированный вид детских игр, основанный на литературном материале. Выступая одним из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сказке имеет свои особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры.

Процесс усвоения и восприятия включает в себя 3 этапа.

  1. этап В основе руководства играми- драматизациями лежит работа: 1)- над текстом литературного произведения. В качестве предварительной работы сначала используем чтение произведения, по которому собираемся проводить игру-драматизацию, рассматривание и словесное описание картинок и игрушек по сказке; 2) — на занятиях по коммуникации используем творческий подход в работе с книгой: беседа по содержанию сказки, чередование хоровых и индивидуальных ответов, эмоциональные и игровые приёмы, проводим литературные и художественные выставки; 3) — обучаем детей связному последовательному пересказу текста. Пересказ даёт возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонации, обращения и перечисления. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, мы создаем вместе с ними ситуацию совместного игрового творчества, ни в коем случае никого не принуждая. Но у некоторых детей слабая игровая инициатива, а возможно и неразвитое воображение, задача воспитателя: помочь создать образы персонажей и, конечно, самим начать игровые действия.
  2. этап образно – ролевой. Ребёнок начинает примерять на себя «одежды» различных персонажей. Неодушевлённые предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Наступает период образно-ролевой игры, т. е. дети переходят от словесной речи к обыгрыванию знакомой сказки. При подготовке к игре используем разные методы, например личный пример в обыгрывании роли персонажей или старшие дети изображают кого-нибудь из персонажей сказки без слов, а младшие отгадывают, так как в условиях игры на тему сказки ребёнку легче войти в роль, создать образ. Развивая у детей художественно речевые способности с помощью драматизации сказок, важно научить их имитировать действия персонажей, например: показать — как ходит неуклюжий медведь, лиса виляет хвостиком, скачет зайчик, как он боится попасть лисе. Используем средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой, медведь говорит грубым толстым голосом, лиса ласково, заяц тихо т. д.). В игре поощряем самостоятельные высказывания относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Драматизация сказки обычно происходит в вечерний отрезок времени, в совместной деятельности разыгрываем с детьми знакомые сказки, потешки, инсценировки. Дети с удовольствием переодеваются в костюмы и исполняют роли. Затем в самостоятельной игре сами организовывают диалогическое общение от лица сказочных персонажей.
  3. этап развития детской игры – сюжетно-ролевая игра. В результате нашей деятельности на первых двух этапах мы увидели результат. Дети научились самостоятельно не только драматизировать сюжеты небольших знакомых литературных произведений, но и просто общаться по ролям, используя игровой материал, который расположен в доступном месте (матрешки, пазлы, кукольный театр, резиновые игрушки, шнуровки, и т. д.). Игровая деятельность происходит, как в самостоятельной, так, и в совместной с воспитателем деятельности.

Что же предполагает интеграция в рамках игры- драматизации на занятиях по коммуникации? Театрализованная игра изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, показ движений под музыку, рисование отдельных героев, показ театра, что позволяет решать задачи познавательного, социального, эстетического и речевого характера. После всех пройденных этапов нам остается включить игры-инсценировки в интегрированные занятия. Дети с удовольствием участвуют в таких занятиях Таким образом, кукольный спектакль, игра-беседа, инсценировка с разными видами театра, аудио-сказки, игра-драматизация – всё это помогает детям ярче и правильнее воспринимать содержание сказки. Они становятся как участниками, так и зрителями. Здесь, очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов, к участию в утренниках и развлечениях, приглашать на собрания и круглые столы. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают о своих детях, особенностях их характера, темперамента, мечтах и желаниях.

Поэтапность работы обеспечила постепенное сближение детей с персонажами произведений. Дети больше стали интересоваться книгами, чаще стали просить прочитать ту или иную сказку, с интересом рассматривать иллюстрации в книгах. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое исполнение, через создание условий окружающей среды и оказании детям помощи в приобретении игровых умений, вот те способы, которые помогли нам получить положительный результат

В процессе подготовки к игровой деятельности, и воплощения её замысла мы пришли к следующим выводам: игра-драматизация помогает развитию творчества, личности, активности, эмоциональной отзывчивости, глубокому погружению в содержание и образы главных героев сказок, положительно влияет на результат обогащения детей новыми умениями и навыками, проживание образов героев, умение связно и правильно выражать свои мысли, пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий показали действительную силу игры- драматизации в восприятии детьми художественного слова и повышение эффективности работы по коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста и формированию у детей целостной картины мира.

Просмотров: 868
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Данжеева Наталья Александровна. «Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь