муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда»
Бакина Ирина Николаевна, воспитатель; Гузева Елена Викторовна, воспитатель
Задачи:
- развивать и совершенствовать связную речь;
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова;
- расширять словарный запас;
- создание условий для возникновения и усиления познавательных мотивов;
- формирование положительного отношения детей с ТНР к учебе.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КРУГ»
- формировать умение детей с ТНР согласовывать числительные (от 1-5) с существительными в роде и числе;
- закрепить умение согласовывать прилагательные (красный, оранжевый. желтый, зеленый, с буквами голубой, синий, розовый, коричневый) с существительными в роде и числе;
- расширять и пополнять активный словарь детей по лексическим темам;
- активизировать зрительную и речевую активность детей.
Игровой материал: деревянный круг со стрелкой-спинером, цветными кругами и цифрами; цветные картинки в соответствии с лексической темой.
Скачать конспект
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЛОГОВОМ СОСТАВЕ СЛОВА
Для занятий очень удобно использовать мяч:
взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, «ка-ран-даш», «корова», «ста-кан»); взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет — "ик дом – домик; мяч — мячик; кот – котик; рот — ротик; стол – столик; слон — слоник.
НАЙДИ БУКВУ, СОСТАВЬ И ПРОЧИТАЙ СЛОВО. ПРОВЕДИ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.
(На крышках зеленого, синего и красного цвета наклеены соответствующие буквы).
Необходимо составить слово и провести звуковой анализ слова.
«ДОБАВЬ БУКВУ -ПРОЧИТАЙ СЛОВО».
На крышках наклеены или нарисованы слоги и отдельные согласные буквы. Необходимо поочередно к слогу добавлять одну и ту же букву, образовывая новое слово.
- дифференцировать слуховые, произносительные и графические образы звуков;
- формировать умение воспринимать на слух, зрительно находить, читать закрытые и открытые слоги;
- развивать слуховое внимание, слухомоторную координацию, мышление, пальчиковую моторику.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
- Определение буквы наощупь;
- угадывание буквы,
- написанной на спине;
- узнавание буквы по описанию;
- поиски предложенной буквы.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОГОВ
«ЛОТО».
- Лото с буквами, нарисованными на листе, нужно закрыть крышками с буквами (большие и маленькие, печатные и письменные буквы);
- сложить по образцу имя из букв на крышках;
- мемори с буквами;
- выкладывание
- контуров букв;
- выловить лопаткой крышки с буквами и составить слово.
«ГЕОБОРД».
Дополнив геоборд нарисованными буквами, содиняем буквы в слова
«ЗВУКОБУКВЕННЫЕ ДОЩЕЧКИ»
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- соотнесение конкретного звука в слове с буквой;
- закрепление зрительного образа букв;
- профилактика дисграфии;
- развитие мелкой моторики.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА
- Дописывание буквы;
- моделирование буквы, написанной на спине;
- узнавание буквы по ее части;
- разрезные картинки, мозаика.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
- выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
- сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
- составить рассказ на основе последовательных картинок.
«ЛОВКАЯ ЛАДОШКА»
дифференцировать слуховые, произносительные и графическое образы звуков;
учить определению количества и последовательности звуков в ряду из 2-4 гласных, в слоговых рядах;
формировать умение воспринимать на слух, зрительно находить и читать слияния из ряда гласных, слоговые ряды;
развивать слуховое внимание, память.
ИТОГИ
Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств из бросового материала помогло нам создать максимально благоприятные условия для развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
- С помощью игровых средств (крышек, адаптированного пособия геоборда и др.) создается игровая ситуация;
- актуализируются знания детей;
- объясняются правила;
- формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности;
- создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов;
- формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
|