Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»

Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»

Выполнила: Балова О.И. – учитель- логопед 1 кв. категории. г. Арзамас. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей с ОНР наблюдаются небольшой словарный запас, недостаточная сформированность связной речи. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

В свободных высказываниях детей преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

 

Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей с ОНР всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики. Словарь наших детей развивается и обогащается преимущественно в процессе игр.

Игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий разнообразны и мы стараемся проводить их с различным наглядным материалом. Большое значение в развитии лексико – грамматических категорий у детей с ОНР, на наш взгляд, имеют игры с «волшебным» шариком – массажёром Су – Джок. Дети нашей группы называют его – волшебным ёжиком и с удовольствием играют с ним. Хочу предложить варианты игр на развитие словарного запаса и грамматического строя речи, которые мы постоянно используем в своей работе с детьми с ОНР.

1. Игра: «Шарик катай, пять животных называй»

Цель: расширение словарного запаса, умение соотносить родовые и видовые понятия, развитие внимания и памяти.

Вариант 1.

Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие (домашние животные) и прокатывает шарик Су — Джок ребёнку. Ребёнок ловит шарик, называет пять животных, прокатывая шарик по каждому пальцу левой руки (коза, собака, кошка, корова, овца), затем возвращает шарик логопеду.

Вариант 2.

Ребёнку можно предложить другие обобщающие слова: фрукты, овощи, транспорт – в зависимости от лексической темы, которая изучается на неделе.

Вариант 3.

В эту игру можно играть с металлическим колечком: называя предметы, ребёнок прокатывает колечко по каждому пальчику.

2. Игра: «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ход игры: логопед называет слово (например, стол), просит назвать это слово ласково и прокатывает шарик ребёнку. Ребёнок ловит шарик, раскатывает его между ладошками, называя слово — столик.

Логопед предлагает слова в зависимости от лексической темы или от звука, который автоматизируется на данном этапе.

3. Игра: «Цепочка слов»

Цель: закрепление в речи различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: логопед прокатывает шарик ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок, прокатывая шарик между ладошками, называет существительные во множественном числе и со словом – много (Род. падеж. мн. ч.)

Примеры:

Лимон – лимоны – много лимонов

Груша – груши — много груш

4. Игра: «Посчитай до 5»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: логопед, прокатывая шарик ребёнку, называет любое слово. Ребёнок считает это слово до пяти, прокатывая шарик по каждому пальчику, или надевая колечко на каждый пальчик.

Примеры:

Один мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей

Одна кукла – две куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол

5. Игра: «Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов.

Ход игры: логопед, прокатывая шарик ребёнку, называет слово (прилагательное, существительное или глагол). Ребёнок, прокатывая шарик между ладошками, называет другое слово – с противоположным значением.

Примеры:

Горячий – холодный

День – ночь

Говорить – молчать

Это лишь некоторые примеры игр с массажёром Су – Джок, которые развивают грамматические категории и обогащают словарный запас у детей с ОНР. Эти игры мы рекомендуем использовать как педагогам, так и родителям при выполнении домашних заданий и в свободной деятельности детей.

Список литературы:

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: КАРО, 2003.
  2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед — 2010. №1. — с. 36-38
  3. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. — Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  4. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2008.
Просмотров: 788
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Редактор. Ёлочный шарик из бумаги
  • Редактор. Светящийся шарик (секрет фокуса)
  • Редактор. Сценарий «Воздушный шарик» (сценарий Дня рождения для детей)
  • Редактор. Новогодние поделки - шарик из конфетных фантиков
  • Липинская Марина. Мастер класс 'Новогодний шарик'
  • Засташкова Инна Владимировна. ИГРЫ на СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ с ТНР (5-7лет) «РЕЧЕВОЙ СУНДУЧОК»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Хомякова Ольга Валентиновна. Сценарий праздника – развлечения в рамках летнего оздоровительного периода «Матроскин и Шарик в гостях у ребят» (Для детей 4-5 летнего возраста)
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. «Логопедические игры на развитие грамматического строя речи»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Сапарова Елена Николаевна. Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Розанова Елена Викторовна. Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями
  • Клычкова Людмила Андреевна. «Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.
  • Лапсакова Валентина Петровна. Конспект занятия-игры на тему: «Овощной магазин» по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь