Цель: Формирование навыков словоизменения, образование притяжательных прилагательных.
Основные задачи:
- Развивать навыки словоизменения – образование притяжательных прилагательных.
- Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
- Закреплять умение использовать словарь признаков и употреблять обогащенную лексику в активной речи.
- Закреплять умение согласовывать слова в предложно – падежных конструкциях.
- Закреплять представления о словах – «родственниках» и словах с противоположным значением (антонимах).
- Расширять, закреплять знания о животном мире.
- Закреплять умение детей рисовать хвосты разных животных.
- Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
- Развивать память, внимание, воображение.
- Развивать усидчивость, наблюдательность.
Оборудование: магнитная доска, сказка В Сутеева «Хвосты», экран – картинки ночь, утро, картина Зимний лес, норы животных, из которых торчат уши, изображения животных без хвостов – волк, медведь, белка, лиса, барсук, изображение Мороза Ивановича, шапочки для всех детей с изображениями животных, следы животных (2 лисьих, 6 медвежьих, 4 волчьих, 5 беличьих, 3 барсучьих), схема предложения их 6 слов, картина Дерево с хвостами, изображения животных (волк, медведь, лиса, белка, барсук) с хвостами.
Предварительная работа: прочитать детям сказку В. Сутеева «Хвосты», выучить несколько стихов о животных, затонировать листы бумаги голубым (снег) по количеству детей.
Ход занятия:
1. Вводная часть (организация детей).
Л. Зачитывает отрывок из сказки В. Сутеева «Хвосты». – Угадайте, какую сказку я сейчас вспомнила.
А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые, распушите, и веером, и метелкой, есть и гладкие, как палка, есть кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие – ну всякие превсякие.
Д. называют автора и произведение (В. Сутеев «Хвосты»).
2. Л. – У нас в зимнем лесу ночь (картинка на экране).
Звери все спят. Только если присмотреться, можно увидеть, как торчат тут и там чьи – то уши. Давайте найдем уши и догадаемся, чье это жилище.
Дети находят уши и составляют предложения по типу.
- Я вижу медвежьи уши. Это медвежья берлога.
И т.д.
3. Л. – Наступило утро (на экране картинка утро). Звери вышли из своих жилищ.
- Кто это? Откуда вышел? Составьте предложения.
Д. составляют предложения типа:
Лиса вышла из лисьей норы.
Волк вышел из волчьего логова. И т.д.
Л. – А почему вышел медведь? Он же должен спать! Ааа, наши звери тоже за хвостами собрались. Нельзя их отпускать. Медведь и барсук спать должны, да и остальным трудно придется. Давайте сами принесем хвосты. А чтобы никто не догадался, кто вы, наденем волшебные шапочки с изображением животных.
4. Двигательная активность (дети для выполнения заданий идут от одной магнитной доски к другой).
Д. встают, надевают шапочки.
Л. Кто это вышел из леса? — Это Мороз Иванович зверей встречает.
М.И. – Куда собрались? Нечего по зимнему лесу бродить, снег притаптывать.
Л. – Стали звери просить М.И. Тогда разрешил он пройти, если звери выполнят его задания.
А) Нужно разделить на части (слоги) слова – родственники слову снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снежочек, подснежники.
Б) Нужно пересчитать, сколько следов оставили звери и составить предложения. Только в предложении должно быть 6 слов. Для этого надо обязательно сказать, какое это животное. Что мы можем сказать про лису? Лиса какая? — Лиса хитрая, рыжая, тонконогая, остроухая, шустрая…
Медведь какой? – Медведь косолапый, неуклюжий, бурый…
Волк какой? – Волк серый, голодный, злой, ловкий, быстрый…
Белка какая? – серая, легкая, пушистая, веселая, озорная…
Барсук какой? – коротколапый, осторожный, остромордый, хозяйственный, чистоплотный, добродушный…
Дети пересчитывают следы животных и составляют предложения, опираясь на схему предложения из шести слов.
Шустрая белка оставила 5 беличьих следов.
Хитрая лиса оставила 2 лисьих следа.
Неуклюжий медведь оставил 6 медвежьих следов.
Серый волк оставил 4 волчьих следа.
Осторожный барсук оставил 3 барсучьих следа.
5. М.И. очень переживает, что вы устали и хочет, чтобы отдохнули. Давайте сядем и расскажем М.И. стихи о животных, которые вы знаете.
6. М.И. очень понравилось, как вы с ним говорили и задания выполняли. Поэтому он пропустил вас к дереву с хвостами.
На доске картина Дерево с хвостами.
Л. – Какие разные тут хвосты! Подскажите мне походящие слова:
Длинные и … (короткие)
Широкие и … (узкие)
Пушистые и … (гладкие)
Растрепанные и … (причесанные)
Лохматые и … (лысые)
Волосатые и … (безволосые)
7. Наступила ночь (на экране ночь). Звери уже спят. Чтобы их не будить, мы нарисуем для каждого животного, чья шапочка на вас надета, хвост. Нужно нарисовать жилище и торчащий хвост. А утром звери заберут свои хвосты.
Д.рисуют.
8. Рассматриваем рисунки. Дети комментируют, используя притяжательные прилагательные и подходящие для хвостов определения:
Из лисьей норы торчит пушистый лисий хвост.
И т.д.
9. Итог.
|