Автор: Рахманова Наталья Валентиновна, воспитатель Детский сад №183 ОАО «РЖД»
Тема: «Спасатели животных»
Цель: создание условий для развития монологической и диалогической речи.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в правильном произношении слов, словосочетаний.
- Обогащать словарный запас прилагательных и глаголов.
- Познакомить детей с многозначными словами.
- Закреплять знания детей о диких животных.
Развивающие:
- Продолжать развивать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
- Развивать познавательную активность, внимание, память с помощью элементов синквейна, методики ТРИЗ, мнемотехники.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Планируемые результаты:
- Обогащение словарного запаса детей.
- Проявление командного духа, сплочение детского коллектива.
Оборудование: изображения диких животных, игрушка лисичка, мнемотаблицы, картина с изображением леса и животных без хвостов (формат А 1), изображения хвостов животных, телевизор, презентация с картинками многозначных слов.
Актуальность: В последнее время большое количество детей имеют низкий уровень развития речи, не умеют отвечать на поставленные вопросы, описать какой-либо объект. Для того, чтобы у детей появился мотив к составлению описательных рассказов, необходимо сделать совместную деятельность детей и педагога интересной, увлекательной и полной сюрпризов, а также наполнить ее современными технологиями.
Структура занятия
I. Вступительная часть – сюрпризный момент.
- Организационный момент
- Игра «Да-нет»
II. Основная часть (образовательная деятельность – занятие).
- Игра «Синквейн — загадка»
- Рассуждение «Многозначные слова»
- Физкультминутка
- Составление описательного рассказа по мнемотаблицам.
- Дидактическая игра «Найди животное»
III Заключительная часть:
- Игра «Найди хвост»
- Награждение ребят сюрпризами
- Рефлексия.
Ход занятия:
I. Вступительная часть – сюрпризный
1. Организационный момент
Воспитатель:
– Здравствуйте, ребята!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг,
И ты мой друг.
Давайте за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Сегодня к нам в группу пришла посылка, я сейчас посмотрю что там, а вы попытайтесь угадать.
2. Игра «Да-нет»
Воспитатель:
– Задавайте вопросы о том, что в посылке, на которые можно ответить только да или нет. Дам вам подсказку, это животное.
– Молодцы, отгадали. Это лисичка. В посылке есть еще письмо, давайте, прочитаем!
«Здравствуйте, ребята, пишут вам лесные жители! С нами приключилась беда, нас заколдовал злой волшебник. Чтобы нас расколдовать, необходимо выполнить несколько заданий. Помогите нам! Лесные жители».
– Поможем, ребята? Давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас волшебник!
Вот и первое задание!
II. Основная часть (образовательная деятельность – занятие).
1. Игра «Синквейн-загадка»
Первая загадка:
- Животное.
- Маленькое, беленькое,
- Скачет, петляет, убегает
- Очень боится хищников.
- Трусишка.
– Кто это? Правильно, заяц. Молодцы!
Вторая загадка:
- Животное.
- Красивое, хитрое.
- Бегает, охотится, ворует.
- Она выслеживает зайцев.
- Съела колобка.
– Кто это? Правильно, лиса! Молодцы!
Третья загадка:
- Животное.
- Маленькое, колючее.
- Фыркает, запасает, спит.
- У него есть иголки.
- Клубочек.
Воспитатель:
– Кто это? Правильно, еж. Какие же иголки есть у ежа? Зачем ежу иголки?
2. Рассуждение «Многозначные слова»
Воспитатель:
– А какие иголки еще бывают? Давайте, рассмотрим.
– Иголки бывают у ели? Как они называются? Иголки бывают у сосны?
У швеи? У врача? Для чего они? (демонстрация картинок на экране).
3. Физкультминутка
Встанем, надо отдохнуть,
И себя чуть-чуть встряхнуть.
Поднимайте ручки вверх,
Шевелитесь, пальчики,
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Идем мы на носочках,
Волк озирается кругом,
Лиса шагает рядом,
Потом бегом-бегом.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал.
Воспитатель:
– Молодцы, а теперь следующее задание от злого волшебника.
Нужно рассказать про животных по схеме.
4. Работа по мнемотаблицам
Дети рассказывают о животных, используя мнемотаблицы (медведь, лось, волк, белка, барсук).
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Мы почти расколдовали наших лесных друзей. Давайте найдем их на картинке.
5. Дидактическая игра «Найди животное»
Дети рассматривают картину с изображением леса. Находят где в лесу спрятались животные, используя предлоги (в, на, под, за).
Воспитатель:
– Ребята, осталось одно задание. Справимся?
III Заключительная часть:
1. Игра «Найди хвост»
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, чего не хватает у животных? (хвостов).
Дети подбирают для животных подходящие хвосты и приклеивают их.
Воспитатель:
– Молодцы, ребята, мы расколдовали зверей. Лисичка нас благодарит и просит передать вам от лесных жителей подарок.
2. Вручение сюрпризов детям
Дети прощаются с Лисичкой.
3. Рефлексия
Воспитатель:
– Какое приключение сегодня с нами произошло? Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего?
Список литературы:
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
- Затеева Е.В. Мы такие разные: программа психологического сопровождения детей от 3- х до 7 лет / Е.В. Затеева и др. – Барнаул, 2014. – 162 с.
- Сидорчук Т.А, Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: методическое пособие 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. — 27 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ))
- Сидорчук Т.А. ИГРА «ДА-НЕТ». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ). – М.: АРКТИ, 2018. — 80 с.
- Ушакова О.С. Давай отгадаем. Речевые упражнения для детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 16с.
- Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М.: Линка-пресс. 2006. – 128 с.
|