Выполнила: Учитель-логопед I квалификационной категории Ковалишина Ирина Евгеньевна 2017 год
Вид проекта: исследовательский – творческий
Продолжительность: краткосрочный (Апрель-май)
Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа.
Участники проекта: учитель-логопед, дети.
Актуальность:
Весна – прекрасная пора запускать мыльные пузыри! Все дети дошкольного возраста приходят в восторг от запуска ярких прозрачных пузырей в небо. Но, оказывается, с мыльными пузырями можно экспериментировать и даже в домашних условиях и в любую погоду.
Современные дети начинают заниматься исследовательской работой с первого класса. Поэтому учиться наблюдать, изучать, сравнивать, обобщать нужно уже в дошкольном возрасте. Предметом исследования может быть что угодно. Главное, вовремя заметить интерес малыша, поддержать его, направить в нужное русло. Например, можно просто подурачиться с мыльными пузырями, а можно провести настоящий эксперимент, поставить опыты.
Дети которые посещают группу компенсирующей направленности, плохо говорят. Дефекты их речи носят разнообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Цель проекта: исследовать свойства мыльных пузырей.
Задачи проекта:
- Формировать у детей понятия о мыльных пузырях
- Познакомить детей с приготовлением мыльных пузырей
- Наблюдать свойства на проделанных опытах: увеличение размера под воздействием воздуха, полет, эластичные стенки пузыря
- Научить пускать мыльные пузыри
- Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
- Формировать представления о различных формах мыльных пузырей в зависимости от оборудования, материала
- Продолжать учить детей с основами КГН.
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и длительному выдоху.
Будет разработан план – схема и собрана картотека игр и опытов по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми.
Практический результат проекта: Практическое применение мыльных пузырей в течение данного проекта положительно влияет на развитие речевого дыхания, тем самым благотворно сказывается и на формирование артикуляционной гимнастики в дальнейшем на правильное звукопроизношение. Дыхательных упражнений увеличили объём дыхания, нормализовали ритм, выработали плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Проведя опыты и наблюдения, проделав разные трюки с пузырями, мы пришли к выводу, что мыльные пузыри- это загадка науки. Мы поняли, что это красивое явление можно изучать с разных сторон. И как говорил ученый Кельвин: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики…». В любом случае игра с мыльными пузырями поднимет вам настроение, снимет эмоциональное напряжение, накопленное за день, отвлечет от грустных мыслей.
Планируемые работы:
- Опыты, проводимые в группе и на площадке
- Рисование мыльными пузырями
- Выставка в группе на тему проекта
Этапы реализации проекта
1 этап Организационный
- Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
- Планирование работы по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к деятельности детей для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажеров».
- этап Внедренческий
Работа с детьми:
- Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
- Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания
- Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
- Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров
- Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья
- этап Итоговый
Проведение экспериментов с мыльными пузырями. Изготовление самостоятельно раствора мыльной консенстенции. Развитие и формирование речевого дыхания.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
|