- Саклакова Л.В., учитель-логопед
- Коченова Г.В., учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – д/с № 18 «Светлячок» г.Кумертау
Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, ее чистоте и правильности.
Логопедическая практика показывает, что любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, замкнутыми. Следовательно, снижается уровень коммуникативных умений и навыков детей, поэтому возникает необходимость повышения знаний у родителей о важности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Скачать конспект
Известно, что у детей с речевыми патологиями нарушено физиологическое и речевое дыхание. Поэтому в своей работе значительную роль отводим развитию речевого дыхания детей, объясняя родителям, что дыхание входит в сложную функциональную речевую систему, что периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию.
Помогаем родителям понять, что физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое — как фундамент для формирования устной речи. Используя мастер-классы показываем родителям, возможность выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний, доказывая, что только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Каждое логопедическое занятие с детьми начинаем с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. С этой целью используем в работе методики, направленные на восстановление этой важной функции. Суть которых заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
На занятиях детям объясняем, показываем и добиваемся исправления речевого дыхания т.к. это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.
Для этого детям предлагаем выполнять различные задания такие как: «Ныряльщики», «Кто лучше надует игрушку?», “Немое кино”, “Зоопарк”, “Дудочка”, “Пропеллер”, «Цветочный магазин», «Соревнование лыжников», «Чей пароход лучше гудит?», «Кто дольше сможет подуть на листики?», «Дровосек», «Вьюга», «Эхо», «Ворона» и мн. др.
Это позволяет добиваться исправления речевого дыхания, правильно произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно, соблюдая необходимые паузы, управлять своим дыханием, делать сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, экономно расходовать воздух.
В дополнении к традиционным методам воздействия на формирование правильного речевого дыхания, используем нетрадиционные формы работы и нетрадиционное оборудование. Нетрадиционное оборудование помогает в достижении максимальных успехов и принадлежит к числу эффективных средств коррекции, служит для создания благоприятного эмоционального фона у детей, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду и в домашних условиях грамотно, продуманно. Наша задача — насыщение пространства нестандартным, многофункциональным оборудованием, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которые соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Считаем, что посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, вызывая интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами, и формируется у детей радость творческих открытий, решаются коррекционно-образовательные задачи, формируется ценностные ориентиры, направленные на постановку правильного речевого дыхания. Дети с большим удовольствием, выполняют все задания, когда используется нестандартное оборудование. Поэтому предлагаем использовать нестандартные оборудования и родителям на мастер-классах с целью закрепления полученных навыков у детей по развитию правильного речевого дыхания:
Упражнение с перышком: На столе выкладываются пёрышки, делаем глубокий вдох, дуем на перо, чьё перо улетит дальше. (3-4 раза).
Упражнение перо Жар — птицы: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу-вверх.
Упражнение «Колобок». Сделать макет леса с дорожками и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этим тропинкам и избежать встречи с лесными жителями.
Колобок-колобок, По дорожке ты катись, Ты румяненький бочок, Лесных зверей берегись.
Упражнение «Снежок». На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать снег (конфетти). Задача ребенка – раздуть снежок с середины и увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне, На снежок подую я
Но пока не видно мне. И скажу, что там, друзья.
Упражнение «Бабочка». Выставить цветочную поляну. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица Ветерок дунул – она полетела
На ладошку села. Летела-летела и на цветочек села.
Упражнение «Буря в стакане». В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. Ты когда-нибудь видел бурю в стакане! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря!
Упражнение «Прожорливые животные». Суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в рот животным. Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты, смятая бумажка. Он превращается в угощение, и дети начинают угощать животных.
Упражнение «Фейерверк». В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, вырезанные листья, бабочки, цветы. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Начинает дуть тот, у кого содержимое бутылки соответствует ответу загадки (детям читаются загадки о временах года).
Таким образом нестандартное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации коррекционной работы с детьми. Применение нетрадиционного оборудования и пособий вносит разнообразие в работу с детьми, позволяет шире использовать различные упражнения, укрепляет здоровье ребенка. Помогает как педагогу, так и родителям проводить специальные коррекционно- оздоровительные мероприятия живо, эмоционально, интересно.
Список литературы:
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03. 08 «Дошкольное воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил.
- Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
- Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
- Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
|