Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи"
Работу выполнила:
Светлана Александровна Кузнецова воспитатель первой квалификационной категории
Дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве.
Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Скачать презентацию
Задачи:
- Создание условий для формирования навыка правильного употребления предлогов в речи дошкольников;
- Закрепление у детей понимания лексического значения предлогов и умения использовать их в предложно-падежных конструкциях в разных видах деятельности;
- Установление контакта с семьями воспитанников для обеспечения единства в развитии пространственных представлений у дошкольников.
- Этапы работы по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов:
Система коррекционной работы над предложно-падежными конструкциями
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы организации дошкольников
Методы и приёмы работы в разных видах деятельности
- Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой.
- При планировании учитываются индивидуальные особенности развития ребёнка. — Большое внимание уделяется подбору наглядности. — Главное место в работе отводится игре. Ведь ребёнок лучше всего познаёт мир и развивается, играя и активно действуя сам.
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, можно разделить на группы:
а) игры направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов;
б) игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и предложениях;
в) игры направленные на активное использование предлогов в предложно-падежных конструкциях в самостоятельной деятельности.
Как проводить игры с предлогами?
Игры проводятся по этапам – от простого к сложному:
- от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
- к рассматриванию картинок (где? назови)
- к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек
Игры направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов
- При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.
Игра «Правильно подними карточку»
Цель: учить детей понимать значение предлогов и определение пространственного расположения предметов.
Ход игры:
Воспитатель называет словосочетание с предлогом. Дети сначала поднимают карточку с соответствующей картинкой, а затем (к картинке) схему предлога.
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.
Игра: «Развивающее лото»
Цели:
- учить детей понимать пространственное значение предлогов
- сформировать представление о предлоге, как отдельном слове
- учить составлять предложения по картинке
Перед началом игры необходимо разрезать карточки со схемами предлогов.
Игра проводится по типу «лото»: воспитатель показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.
В конце игры можно еще раз предложить детям составить предложения по картинкам или назвать предлоги ( «маленькие слова»).
Игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и предложениях:Игра «Составь предложение»
Цель:
- Научить понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.
- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.
- Научить придумывать словосочетания и предложения с опорой на картинки.
- Научить составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
Материал: Предметные картинки, карточки со схематическим изображением предлогов, карточки со схематическим изображением слов действий и признаков.
Карточки со схематическим изображением предлогов.
Предметные картинки на разные лексические темы
Ход игры
Педагог произносит предложение,
например: «Подушка на кровати» — предлагает ребенку подобрать и разложить карточку с предметными картинками так, чтобы они отражали это предложение. Затем проводится анализ предложения. Акцентируется внимание на использовании предлога.
Игра «Что где находится?»
Цель:
- закреплять умение детей понимать пространственное значение предлогов;
- закреплять умения составлять словосочетания с предлогами;
- учить составлять предложения по картинке;
Ход игры:
Разрежьте лист на отдельные карточки. Всего получится 16 карточек.На 6-ти карточках показаны различные варианты взаимного расположения двух одинаковых предметов -коробки и мышки.Остальные 10 карточек содержат более сложные задания — показывают взаимное расположение разных предметов и уже трёх, а не двух.
Игра “Четыре картинки”
Цель:
- закрепить умение детей понимать значение предлогов;
- учить соотносить карточку со схемой предлога с соответствующей картинкой.
Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.
Методы и приёмы закрепления предложно – падежных конструкций на прогулке
Осознанное употребление предложных конструкций помогает уточнить пространственные представления у детей, учит понимать сложные грамматические конструкции предложений
|