Шмайлюк Лилия Алексеевна МДОУ ЦРР д/с «Классика» Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри Учитель-логопед, высшая категория
Одним из важных направлений в работе по формированию грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями, является изучение и закрепления предлогов. Значительную помощь учителю – логопеду в том, чтобы дети использовали предлоги в устной, а в последующем и в письменной речи, в соответствии с законами грамматики, окажут разнообразные игры с предлогами. Они сделают упражнения интересными, увлекательными, а значит, знания детей будут прочными и крепкими.
- Игра «Что мы делали, не скажем…»
Ведущий (сначала педагог, а затем дети) изображает какое – то действие с задуманным предлогом, дети составляют предложение по демонстрируемым действиям.
- Максим вышел за дверь.
- Лена села на стул и т.д.
- Игра «Угадай предлог». Логопед раздает детям схемы предложений, где предлог закрыт (рисунок № 1). Ребенок должен устно составить предложения с предлогом, затем открыть предлог и сравнить угадал он предлог или нет (рисунок № 2). Подсказкой служит красная точка, или красная точка со стрелкой, если это предлог движения (рисунок № 3). Воспитанник составляет предложение: «Чашка упала СО стола» и проверяет, правильно ли он подобрал предлог, открывая схему (рисунок № 4).
- Игра «Представлялки» (закрепление предлогов К, ОТ). Логопед:
Скачать конспект
- Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. К чему можно подойти в лесу? От чего можно отойти в лесу?
- Игра в командах «Кто больше». Логопед:
- Первая команда будет придумывать предложения с предлогом К про зимующих птиц, а вторая команда предложения с предлогом ОТ. За каждое предложение без ошибок команда получит фишку, победит та команда, у которой больше фишек.
Логопед предлагает детям достать игрушки из чудесного мешочка. На каждой игрушке маленькая схема предлога ПО или ЧЕРЕЗ. Ребенок составляет предложение про игрушку с заданным предлогом: ЖУК ПРЕЛЕТЕЛ ЧЕРЕЗ ОЗЕРО. И т.д.
- Игра «Исправь ошибки Незнайки».
В гости пришел Незнайка, он сообщает, что получил двойку и просит детей помочь ему исправить ошибки. Логопед читает предложения, дети исправляют ошибки:
- Я перепрыгнул ПО лужу.
- Машина едет ЧЕРЕЗ дороге.
- Кот перепрыгнул ПО кресло.
- Бабушка шагает ЧЕРЕЗ тропинке.
- Дети перепрыгнули ПО ручей.
- Игра «Соедини картинку со схемой» (работа по индивидуальным карточкам). Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, найти подходящую к схеме картинку, соединить их линией и составить предложение. Например: «Миша залез НА кресло» (рисунок № 5)
- Игра для закрепления пройденных предлогов «Волчок». Дети сидят в кругу на ковре. В центре волчок со стрелкой и схемы предлогов, разложенные по кругу. Ребенок раскручивает волчок. После того, как волчок остановится, стрелка указывает на схему предлога. Ребенок составляет предложение с выбранным предлогом.
- Игра «Волшебные часы». Ведущий (ребенок) с закрытыми глазами двигает стрелку на часах, остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась (рисунок № 6).
- Игра «Подбери схему к картинкам» (работа по индивидуальным карточкам)
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки на карточке, составить предложение по каждой картинке и подобрать подходящую к картинке схему (рисунок № 7).
«Определи предлог»» (дифференциация предлогов МЕЖДУ – ОКОЛО)
Игра – соревнование в командах. Логопед раскладывает перед детьми картинки и предлагает команде определить предлог на каждой картинке и подставить к нужной схеме. Первая команда подбирает картинки к схеме предлога МЕЖДУ. Вторая команда подбирает картинки к схеме предлога ОКОЛО (рисунок 8). Проводится взаимопроверка.
Список использованной литературы:
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990. – 320 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
- Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: учебно-методическое пособие / Е.В. Новикова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство – Пресс, 1999. – 112 с.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группе / О.С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005. – 48 с.
|