Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование нашей речи происходит из-за того, что мы живем в цивилизованном мире и друг с другом у нас происходит общение. Развитие нашей речи начинается с момента рождения и интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Благодаря тому, что посредством ролевых игр ребёнок учится входить в мир социума, тем самым он осваивает нормы и взгляды взрослых людей на жизнь. Детские игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых у куклы или самого ребенка есть свои вещи, игрушки, мебель, одежда и т.. Каждый ребенок пробует роль актера, режиссёра, декоратора, аксессуара, музыканта. Все дети играют по-своему, но они копируют все взрослые действия. По играм и тому, как в них играют дети, мы можем представить себе наше будущее общество.

 

Поэтому особое значение может и должно придаваться в детских учебных заведениях театральным мероприятиям, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, улучшить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. Любовь к театру — это не только живое воспоминание детства, но и ощущение праздника, происходящего со сверстниками, родителями и педагогами в необычном мире.

Многие учёные заметили в ролевых играх (Л. С. Артёмова, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова и др.) важную роль театрализованной игры как необычайно насыщенную эмоциональную деятельность, в которой дети принимают руководство взрослого, не замечая его, так как его желание играть в сказку очень велико, является источником радости и удивления -истоков творчества (Л. С. Выготский, Т. Рибо).

Игра-это детская самодеятельность, в которой взрослый может занимать особое место только в качестве партнёра, в той мере, в какой это вызывает интерес и уважение ребенка. Взрослый может косвенно влиять на игру посредством ролевого поведения и отдельных фраз, реплик и вопросов. В творческой игре детей быстро развивается язык ребёнка, грамматически оформленная речь. Игры, которые оказывают сложное влияние на лексику, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Кроме игр, оказывающих широкое влияние на общее развитие речи, существуют дидактические игры, в которых решаются задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы, например, помочь детям овладеть родительным падежом множественного числа, повелительным наклонением глагола, гармонизацией слов в жанре.

В современной тенденции общества, речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста.

Выразительность речи обеспечивает эффективность общения, помогает донести до слушателей смысл высказывания. Правильное и обоснованное использование средств речевого выражения делает дошкольника интересным собеседником и желанным участником различных мероприятий, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более спокойно и уверенно в любой обстановке за счёт того, что может адекватными средствами выражать мысли и чувства, проявлять свою творческую индивидуальность.

Процесс глубоких изменений, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритета проблему развития творческих способностей, мышления, способствующего формированию разнообразной и развитой личности, отличающейся своеобразием и оригинальностью.

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, при которых каждый ребенок может передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычной беседе, так и на публике, не стесняясь слушателей.

Большую помощь в этой области оказывают курсы по театральной деятельности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственные высказывания активизируют словарный запас ребенка, улучшают звуковую культуру речи, интонационную систему.

В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевой коммуникации.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, различные виды ударений. Необходимо научить детей правильно использовать интонацию, выстраивать интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Наряду с этим происходит формирование умения правильно использовать темп, объем произношения в зависимости от ситуации, чётко произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Поэтому именно театральная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, связанные с формированием выразительности речи ребёнка, интеллектуальным и художественно-эстетическим воспитанием. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно во имя того или иного персонажа. Это помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, занятия театром помогают полноценному развитию ребенка. Поэтому не случайно временные (приблизительные) требования к содержанию и методам работы в дошкольном учебном заведении был выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности», критерии которого подчёркивают, что педагог обязан: создавать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности (поощрение творчества, развитие способности свободно держаться в спектакле, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.

В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного отношения. Большое значение театральной игры имеет для развития речи (совершенствование диалогов и монологов, овладение выразительностью речи). Наконец, театральная игра — это средство самовыражения и самореализации ребенка.

В старших группах для обучения детей способам речевого самовыражения используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произносить с разной интонацией самые знакомые слова: «возьми», «принеси», «помоги», «доброе утро» и другие (приветливые, небрежные, просящие, требовательные и т. д.), или обратить внимание на то, как можно изменить смысл фразы, меняя логическое ударение (каждый раз на другое слово): «Подари мне куклу», «Мама пришла за мной» и т. д. Поэтому, прежде чем предлагать задание детям, нужно несколько раз потренироваться, чтобы они смогли повторить самостоятельно. Важность этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и средств его внешнего проявления выразительность речи невозможна.

Особое внимание детям следует уделять взаимосвязи между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, ритм, интонационные и логические акценты). Для этого можно использовать упражнение «говорящие образы» — рассказы о схематических образах, которые рисуются во время совместной дискуссии или при разговоре одного ребёнка, в то время как другие (3-5 человек) играют роли, используя невербальные средства выразительности. Большое значение имеют ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием словесных средств выразительности. В этом случае сама игра не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: разговор, исполнение отрывка, анализ выразительности, воспроизведения.

Важна роль театральной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведенное Г. А. Волковой в логопедии ритмике, убедительно показало, что пьесы детской игры способствуют улучшению различных частей их речи, лексики, грамматической структуры, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и т. д., и было отмечено, что интенсивное развитие речи служит именно театру, а также игровой деятельности, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или их собственные действия в зависимости от ролей, но и художественную и передача знаний о содержании, композиции, исполнении песен лиц персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевании.

Можно утверждать, что театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный и видимый результат. Но не менее важно и то, что театральные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сочувствовать разыгрываемым событиям и тем самым формировать выразительную речь. Театральные игры детей способствуют активизации различных аспектов речи (словарь, грамматика, диалог, монолог, улучшение звуковой стороны речи).

Для развития интенсивной речи служит именно театр, а также игровая деятельность, включающая в себя не только само действие детей с куклами, персонажами или их собственные действия по ролям, но и художественно- речевую деятельность (выбор предметов, передача знаний о содержании, композиция, исполнение песен лиц персонажей, их постановка, напев и т. д.) (Е. П. Антипина).

В книге Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет:

«Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Поэтому именно театральная деятельность позволяет решить многие психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Содержание театральных курсов включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и разговоров о них
  • игры — драматизация
  • играть различные сказки и инсценировки
  • логоритмические упражнения для формирования выразительности исполнения (вербальные и невербальные)
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (Н. Ф. Сорокина). Совместно со сверстниками и взрослыми театральная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный театр
  • игры-драматизации
  • игры-представления (спектакли).

Как утверждал Лев Семёнович Выготский: — «Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение овладеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда же относятся игры со словом, развитие связной речи, творческое воображение, умение сочинять маленькие сказки и сказки, подбирать самые простые рифмы.

Таким образом, эти упражнения делятся на три вида:

  • дыхательные и артикуляционные
  • дикция и интонация
  • творческий (со словом).

Заниматься специальной профессиональной подготовкой с дошкольниками невозможно, так как у них пока недостаточная сформированность дыхательного и речевого аппарата. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети поняли: речь актёра должна быть яснее, звучнее и выразительнее, чем в жизни. В зависимости от задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звука.

В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Вот почему так важна роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Поэтический текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его речевого аппарата. Стихами не только тренируют формирования чёткой и грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делая увлекательными различные игры и задания. Дети особенно любят диалогические стихи. Выступая от имени определённого актёра, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. На следующем этапе из стихотворения можно создать целую мини — пьесу и сыграть её в виде этюдов. Кроме того, изучение поэзии развивает память и интеллект.

Образовательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии с помощью образов, красок, звуков, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Совершенствование речи также тесно связано с умственным развитием. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незримо активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, интонационная система. Сыгранная роль, произнесённые реплики ставят малыша перед необходимостью выражаться чётко, понятно и ясно. Он улучшает диалогическую речь, ее грамматическую структуру.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Об этом в своей книге писал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов:

«В процессе этого сопереживания, создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Итак, театрализованная игра формирует выразительность речи, влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. Развивает у детей умение понимать в человеке жесты, мимику, интонацию, в различных ситуациях ставить себя на его место.

Библиографический список:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. -127стр.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь – Москва: АСТ, 2008. – 668 с
Просмотров: 551
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Трунова Ирина Сергеевна. Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Решетникова Виктория Имрановна. Развитие речи детей посредством театральной деятельности «Театр в гости к нам пришел» (Подготовительная группа)
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Шапкунова Марина Александровна. Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4лет»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь