В основе моей работы с детьми легли научно-исследовательские условия.
О проблеме формирования выразительности детской речи я узнала из трудов известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца,. Однако эти авторы рассматривали отдельные аспекты выразительности речи, без учета ее интегративного характера. А как мы знаем основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.
Изучая методическую литературу В.В. Гербова, Ф.А. Сохин, М.Д. Маханева, А.В. Лагутина А.В., О.С. Ушаковой, Лазоренко я почерпнула идею о том, что овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.
Мы знаем, что в современном обществе нашей страны предъявляются высокие требования к развитию детей.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности.
Все ученые твердят о том, что полноценная закладка основ выразительности речи ребенка происходит только в том случае, если ребенок с раннего возраста слышит живую человеческую речь матери, отца, бабушки, дедушки. Однако этого современные родители не понимают, считая, что гаджеты, аудио-сказки, мультфильмы не только помогают освободить вечно занятых взрослых, но и развивают детей.
Т.е. существует определенный запрос от общества в развитии выразительности речи у детей, однако, существует противоречие: родители не помогают детям во время, соответственно развитие выразительности речи ложится на плечи педагогов.
К сожалению в последнее время в дошкольных организациях колоссально увеличилось количество детей, у которых нарушено не только произношение звуков, но и голосообразование, темп, ритм речи, интонация, то есть – выразительная сторона речи. Она является необходимым компонентом как для воспитания полноценной личности ребёнка в целом, так и выступает необходимым условием для успешной подготовки его к школе.
слушая речь детей в своей группе, я заметила, что эта проблема существует и у наших детей.
Зная то, что речь ребенка развивается только в активной деятельности и заметив интерес наших детей к мультипликации, я решила использовать эту ИКТ технологию для развития выразительности речи детей моей группы.
Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «воспитатель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мультипликация является дополнительным универсальным средством, которое является хорошим стимулом для речевой активности ребёнка и имеет возможность параллельно развивать все компоненты выразительности речи ребёнка и подготовить его к школьному обучению.
Таким образом мультипликация- необычайное искусство, позволяющее решить комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС ДО.
Проблеме развития выразительности речи детей дошкольного возраста посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Проблему развития речи рассматривали Б.Н. Головина, З.В. Савкова, О.И. Марченко, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Е.А. Миронова, Е.А. Стребелева, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Н.А. Рыбникова, А.Н. Гвоздев, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и другие. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.
Изучая литературу, я поняла, что «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Просодика — сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий для выражения различных экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения — степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи.
Мелодика речи — модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
Тембр голоса — окраска, качество звука.
Логическое ударение — интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией.
Решив развивать выразительность речи детей средствами мультипликации, я выяснила суть этой инновационной технологии.
Мультипликация служит прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формируют мотивацию к учебной деятельности и умение работать в коллективе.
Итак, мы поставили перед собой цель: "Формирование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации"
Мною были поставлены задачи, они касаются непосредственной работы с детьми, с родителями и направлены на расширение развивающей предметно-пространственной среды.
Таким образом, мы предположили, что мультипликация, являясь сильным мотивационным генератором детской деятельности, станет нашим помощником в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Свою работу я выстроила в 3 этапа:
На 1 этапе подготовительном, решая поставленные задачи, я
изучила методическую литературу по теме, были разработаны консультаций для педагогов по теме. Была проведена первичная диагностика развития выразительности речи старших дошкольников по О.И. Лазоренко
Были выбраны формы и методы работы с детьми, разработан план воспитательно-образовательной деятельности, разработаны мастер-классы по мультипликации для педагогов.
С детьми мы читали русские народные сказки, совместно рассматривали иллюстраций.
Проводили разбор произведений и описание персонажей.
Дети самостоятельно пересказывали сказки и инсценировали их.
Через серию занятий с использованием презентаций я познакомила ребят с мультипликацией и процессом создания мультфильмов.
Я изучила уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста по методике О.И. Лазаренко.
Детям была предложена серия заданий, выполняя которые мы изучали развитие выразительности речи детей по 5 направлениям: умение изменять ритм речи, высоту, силу голоса, умение пользоваться логическим ударением, выразительность речи в общем.
Анализируя результаты проведенной диагностики, я увидела, что компоненты выразительности речи в основном находятся в стадии становления и в точке роста.
К совместной работе я подключила и родителей:
- было проведено анкетирование
- совместно с родителями и детьми были поставлены театральные представления по русским народным сказкам
- был оформлен наглядный материал для родителей: буклеты, консультации, папки- передвижки
- на родительском собрании мы познакомили законных представителей с новой технологией мультипликацией.
На 2 практическом этапе, моя работа с детьми была направлена на:
- Приобщение детей к анимационной деятельности.
- Пополнение развивающей предметно- пространственной среды
- Развитие высоты и силы голоса.
- Развитие логического ударения.
- Развитие темпа и ритма детей
- Развитие интонационной выразительности речи.
Свою работу с детьми я построила через организацию совместной деятельности с детьми и на поддержании детской инициативы в их самостоятельной деятельности.
Решая задачи 2 этапа была проведена работа по созданию серии мультфильмов: вместе с ребятами, мы разрабатывали сценарии, выбирали и создавали персонажей из пластилина, оформляли своими руками декорации, совместно с детьми, а затем и дети самостоятельно производили съёмку и озвучивание мультфильмов.
Параллельно работе над созданием мультфильмов с детьми мы через упражнения, чистоговорки, ритмические, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры развивали все компоненты выразительности речи.
Также была проведена работа по насыщению предметно-развивающую среду играми и пособиями по развитию выразительности речи детей и по ознакомлению с процессом создания мультфильма: был оформлен лэпбук «Мультипликация», созданы картотеки, изготовлены дыхательные тренажёры, совместно с детьми мы создали коллекции персонажей и декораций для мультфильмов.
Организуя работу с родителями я провела серию консультаций, познакомила родителей с наглядными материалами. Были проведены мастер-классы с родителями по созданию мультфильмов.
3 этап работы, обобщающий, был направлен на: изучение уровня развития выразительности речи детей, на анализ и сравнение результатов
На организацию мероприятий по просмотру отснятых детьми мультфильмов в ДОУ, на участие детьми в конкурсах, на транслирование своего педагогического опыта.
На этом этапе я повторно изучила уровень знаний родителей. Анализируя результаты, я заметила рост внимания родителей не только к развитию выразительности речи, но и к проблеме развития речи детей вообще. Мы почувствовали огромную поддержку со стороны родителей. Они активно включились в процесс, помогали на всех этапах работы и стали соучастниками в процессе развития выразительности речи детей.
По итогам работы мы организовали совместное мероприятие с детьми и родителями «Мы мультипликаторы».
Анализируя результаты проведенной диагностики в конце работы по тем же самым критериям, что и в начале, мы увидели определенный рост уровня развития выразительности речи детей.
Результативность проведенной работы с детьми также можно отследить через самостоятельное желание и непосредственное участие детей в конкурсах и мероприятиях.
Таким образом можно сделать вывод, что мультипликация помогла в развитии выразительности речи детей в нашей группе.
Опыт своей работы я транслировала на методических объединениях, на родительских собраниях, на страницах педагогических интернет сообществах, участвовала в круглом столе, выступала на конференции, проводила открытые занятия, участвовала в конкурсах.
В своей работе я использовала следующую литературу.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- УшаковаО. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш. М: Сфера, 1998. 224 с. 68
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М: Владос, 2004. 288 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974
- 16. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 — 169 с
- Пунько Н., Дунаевская О. «Секреты детской мультипликации» Линка-Пресс, 2017
- Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мыльтстудия «Я творю мир» Методические рекомендации Москва, 2018
- А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
- А. А. Гуськова. Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет на основе сказок. Волгоград: Учитель, 2010.
- О. А. Капитовская, М. Г. Плохотнюк. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. СПб.; КАРО, 2005.
- Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительной речи Сфера 2009
Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006
Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», NT Press, М. 2006 г.
|