Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» им. И.А. Кулькова с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
- Воспитатель: Хохрина Т.В.
- Учитель – логопед:
Фещенко С.В. 2020 год
Цель: формирование ценностного отношения к семейным традициям через изготовление народных игрушек и ознакомление с русскими народными играми.
Задачи:
- обучать технике изготовления «куклы берегини» из ткани и ниток
- закрепить знания родителей об организации и проведении русских народных игр в семье
- повысить компетентность родителей в становлении добрых и теплых взаимоотношений в семье.
Актуальность.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества, лучше всего закладывать с детства.
Предварительная работа:
- беседы с родителями о важности формирования у детей патриотических чувств; — анкетирование родителей «Что я знаю о селе Дубовый Умет?»; — консультация «Создание условий для возникновения любви к своей малой родине»; — оформление альбомов «Знаменитые земляки», «Летопись нашего села»
«Стихи, пословицы и поговорки о родном крае» (Приложение 1);
- выставка книг «Кукольный сундучок» (Приложение 2)
- составление и изготовление генеалогического древа семьи (Приложение 3)
- привлечение родителей к пополнению мини-музея предметами русского быта
- оформление уголка «Русская изба» (Приложение 4).
Материал и оборудование:
- ноутбук
- презентация «Кукла своими руками»
- лоскутики ткани разного цвета и размера
- вата
- нитки шерстяные
- подносы по количеству родителей
- косынка для завязывания глаз
- цветной шнур с колечком
- памятка для родителей «Играйте с ребенком дома в подвижные игры» (Приложение 5)
- свеча «Семейный очаг».
Ход мероприятия.
В зале оформлен уголок «Русская изба», выставка тряпичных кукол. Воспитатель в русском народном костюме встречает родителей.
Воспитатель. Проходите гости дорогие. Гость на гость – хозяину радость. Не красна изба углами, а красна пирогами. Спасибо, что пришли на посиделки.
В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, мастерством блеснуть. Народ творил из простого материала: дерева, глины, льна. Но ценность изделий умельцев не в дороговизне материала, а в фантазии, теплоте души и рук, которые творили настоящие произведения искусства. Русская земля славилась талантами! Да и сейчас Россия не обеднела мастерами и умельцами.
(Пригласить родителей за стол)
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, с семьи, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием, изготовлением и наделением определенных качеств у каждой.
Куклы издавна играли важную роль в жизни людей. Они использовались не только в качестве детских игрушек, но и создавались специально для совершения обрядов и ритуалов, а также служили оберегами. (Рассказ сопровождается демонстрацией выставки) В славянской культуре были широко распространены народные тряпичные куклы берегини. Считалось, что кукла берегиня, сделанная своими руками, является хранительницей семейного очага и семейного благополучия. В зависимости от предназначения менялся и внешний облик оберега. Так, берегиня с мешочком должна была принести в дом достаток и стабильность, а кукла с ребенком служила ведуньей и направляла матерей по правильному пути воспитания чад, а самим детям покровительствовала в получении новых знаний и умений.
Существуют и некоторые нюансы изготовления кукол берегинь. Так, например, в давние времена считалось, что лучше делать их из старой одежды, ткани, уже отслужившей по своему прямому назначению. Может быть, в этом скрывался некий сакральный смысл, а возможно, это имело чисто практическое значение – процедура изготовления ткани была чрезвычайно сложной и дорогостоящей.
Все эти традиции соблюдаются и по сей день. Предлагаем вашему вниманию пошаговое руководство, как сделать куклу берегиню дома. Она станет хранительницей вашего очага, а также может послужить хорошим подарком.
Показ презентации «Кукла своими руками».
Изготовление кукол берегинь, фоном звучит русская народная музыка.
Воспитатель и родители рассматривают изготовленные куклы.
Воспитатель. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры мы положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Я вам предлагаю разделиться на 2 команды, познакомиться с народными играми, а затем провести ее со всеми участниками. Каждой команде предлагаю выбрать по одной игре, познакомиться и провести.
1 игра «Колечко с лентой». Для игры необходимы колечко и лента. На ленту (шнур) надевают кольцо. Дети встают в круг, берутся за шнур, в центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети говорят слова:
«Ты катись, катись, колечко,
К нам на красное крылечко!
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Я иду кольцо искать!»
Пока звучит стишок, дети быстро передвигают кольцо по кругу. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск хранителя кольца. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо, будет водить следующий кон.
2 игра «Слепой козел». Жмурке завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в нее, а играющие спрашивают: «Кто там?» «Слепой козел» — отвечает жмурка. Играющие все вместе говорят:
Козел слепой,
Не ходи к нам ногой
Иди в кут,
Где холсты ткут,
Там тебе холстик дадут!»
Недовольный козел снова стучится в дверь.
«Кто там?» — «Анапас!» — отвечает козел. «Анапас, ищи нас!» — с этими слова дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увертываются, а пойманный игрок становится жмуркой.
(Подводим итог игр)
Воспитатель. В старину в играх часто использовали выражение «чур меня». Ольга Александровна разъяснит значение этого выражения.
Ольга Александровна (родитель). Чур — от древнеславянскоо щур (прощур — предок), обращение языческих славян к духам своих предков во время испуга, опасности, удивления и т. п. Православные, когда кажется — крестяться, а язычники, также говорили — щур (чур) меня. Чур меня — чурайся меня, отойди от меня, я не твой, я под защитой.
Воспитатель. Дорогие родители, вам будет домашнее задание: подобрать и выучить с детьми игры в которых используется выражение «Чур меня», а в помощь вам предлагаю Памятки «Играйте дома с ребенком в подвижные игры».
В конце нашей встречи я предлагаю зажечь свечу, как символ семейного очага, передать ее из рук в руки, произнести пословицы и поговорки, добрые пожелания семьям, которые обязательно исполнятся!
Список используемых источников
- Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями / авт. -сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2010. — 143с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79с.
- http: //ped-kopilka. ru/blogs/popova-galina/kukla-bereginja. html
- http: //otvet. mail. ru/question/15284441
|