Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»

Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» им. И.А. Кулькова с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»

  • Воспитатель: Хохрина Т.В.
  • Учитель – логопед:

Фещенко С.В. 2020 год

Цель: формирование ценностного отношения к семейным традициям через изготовление народных игрушек и ознакомление с русскими народными играми.

Задачи:

  • обучать технике изготовления «куклы берегини» из ткани и ниток
  • закрепить знания родителей об организации и проведении русских народных игр в семье
  • повысить компетентность родителей в становлении добрых и теплых взаимоотношений в семье.

Актуальность.

 

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества, лучше всего закладывать с детства.

Предварительная работа:

  • беседы с родителями о важности формирования у детей патриотических чувств; — анкетирование родителей «Что я знаю о селе Дубовый Умет?»; — консультация «Создание условий для возникновения любви к своей малой родине»; — оформление альбомов «Знаменитые земляки», «Летопись нашего села»

«Стихи, пословицы и поговорки о родном крае» (Приложение 1);

  • выставка книг «Кукольный сундучок» (Приложение 2)
  • составление и изготовление генеалогического древа семьи (Приложение 3)
  • привлечение родителей к пополнению мини-музея предметами русского быта
  • оформление уголка «Русская изба» (Приложение 4).

Материал и оборудование:

  • ноутбук
  • презентация «Кукла своими руками»
  • лоскутики ткани разного цвета и размера
  • вата
  • нитки шерстяные
  • подносы по количеству родителей
  • косынка для завязывания глаз
  • цветной шнур с колечком
  • памятка для родителей «Играйте с ребенком дома в подвижные игры» (Приложение 5)
  • свеча «Семейный очаг».

Ход мероприятия.

В зале оформлен уголок «Русская изба», выставка тряпичных кукол. Воспитатель в русском народном костюме встречает родителей.

Воспитатель. Проходите гости дорогие. Гость на гость – хозяину радость. Не красна изба углами, а красна пирогами. Спасибо, что пришли на посиделки.

В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, мастерством блеснуть. Народ творил из простого материала: дерева, глины, льна. Но ценность изделий умельцев не в дороговизне материала, а в фантазии, теплоте души и рук, которые творили настоящие произведения искусства. Русская земля славилась талантами! Да и сейчас Россия не обеднела мастерами и умельцами.

(Пригласить родителей за стол)

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, с семьи, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием, изготовлением и наделением определенных качеств у каждой.

Куклы издавна играли важную роль в жизни людей. Они использовались не только в качестве детских игрушек, но и создавались специально для совершения обрядов и ритуалов, а также служили оберегами. (Рассказ сопровождается демонстрацией выставки) В славянской культуре были широко распространены народные тряпичные куклы берегини. Считалось, что кукла берегиня, сделанная своими руками, является хранительницей семейного очага и семейного благополучия. В зависимости от предназначения менялся и внешний облик оберега. Так, берегиня с мешочком должна была принести в дом достаток и стабильность, а кукла с ребенком служила ведуньей и направляла матерей по правильному пути воспитания чад, а самим детям покровительствовала в получении новых знаний и умений.

Существуют и некоторые нюансы изготовления кукол берегинь. Так, например, в давние времена считалось, что лучше делать их из старой одежды, ткани, уже отслужившей по своему прямому назначению. Может быть, в этом скрывался некий сакральный смысл, а возможно, это имело чисто практическое значение – процедура изготовления ткани была чрезвычайно сложной и дорогостоящей.

Все эти традиции соблюдаются и по сей день. Предлагаем вашему вниманию пошаговое руководство, как сделать куклу берегиню дома. Она станет хранительницей вашего очага, а также может послужить хорошим подарком.

Показ презентации «Кукла своими руками».

Изготовление кукол берегинь, фоном звучит русская народная музыка.

Воспитатель и родители рассматривают изготовленные куклы.

Воспитатель. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры мы положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Я вам предлагаю разделиться на 2 команды, познакомиться с народными играми, а затем провести ее со всеми участниками. Каждой команде предлагаю выбрать по одной игре, познакомиться и провести.

1 игра «Колечко с лентой». Для игры необходимы колечко и лента. На ленту (шнур) надевают кольцо. Дети встают в круг, берутся за шнур, в центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети говорят слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!»

Пока звучит стишок, дети быстро передвигают кольцо по кругу. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск хранителя кольца. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо, будет водить следующий кон.

2 игра «Слепой козел». Жмурке завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в нее, а играющие спрашивают: «Кто там?» «Слепой козел» — отвечает жмурка. Играющие все вместе говорят:

Козел слепой,

Не ходи к нам ногой

Иди в кут,

Где холсты ткут,

Там тебе холстик дадут!»

Недовольный козел снова стучится в дверь.

«Кто там?»«Анапас!» — отвечает козел. «Анапас, ищи нас!» — с этими слова дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увертываются, а пойманный игрок становится жмуркой.

(Подводим итог игр)

Воспитатель. В старину в играх часто использовали выражение «чур меня». Ольга Александровна разъяснит значение этого выражения.

Ольга Александровна (родитель). Чур — от древнеславянскоо щур (прощур — предок), обращение языческих славян к духам своих предков во время испуга, опасности, удивления и т. п. Православные, когда кажется — крестяться, а язычники, также говорили — щур (чур) меня. Чур меня — чурайся меня, отойди от меня, я не твой, я под защитой.

Воспитатель. Дорогие родители, вам будет домашнее задание: подобрать и выучить с детьми игры в которых используется выражение «Чур меня», а в помощь вам предлагаю Памятки «Играйте дома с ребенком в подвижные игры».

В конце нашей встречи я предлагаю зажечь свечу, как символ семейного очага, передать ее из рук в руки, произнести пословицы и поговорки, добрые пожелания семьям, которые обязательно исполнятся!

Список используемых источников

  1. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями / авт. -сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2010. — 143с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79с.
  3. http: //ped-kopilka. ru/blogs/popova-galina/kukla-bereginja. html
  4. http: //otvet. mail. ru/question/15284441
Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Белишева Наталья Васильевна. «Русские народные игры дошкольникам» Консультация для родителей.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Клёмина Татьяна Сергеевна. Консультация для родителей «Значение подвижной игры в жизни дошкольников»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Шилова Светлана Анатольевна. Что такое народная игрушка? (консультация для родителей и воспитателей)
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Федосова Ольга Алексеевна. Конспект НОД на тему: «Русские народные подвижные игры»
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Родоченко Наталья Григорьевна. Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь