Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного  опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.
Куклы в разных странах делаются по разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы; демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные – таинственность.
Самобытна русская кукла:оберегашка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия…В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на её внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия  и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселится нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.
Технологию изготовления кукол знали не только взрослые , но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задали ребятам из разных школ и детских садов. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца наших детей покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог  Джек Уилки: «Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами. Телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».
Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХв., в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», - писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. Думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.
Плохо, если нет кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети». Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонности к труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Просмотров: 696
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родительские собрания ‒ конспекты




Другие новости по теме:

  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Евлахова Елена. Народная тряпичная кукла: лоскутная история
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Крохина Оксана Александровна. Мастер-класс 'Тряпичная Кукла оберег'
  • Колиниченко Елена Николаевна. Мастер – класс «Традиционная народная кукла»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Мещерякова Азалия Рамильевна. НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
  • Авдеева Марина Ивановна. Познавательный проект «Музей в чемодане. Русская народная кукла»
  • Полянская Ольга Валерьевна. Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).
  • Рункова Юлия Ивановна. Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста
  • Наталья Мыжевских. Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Тетюхина Елена Викторовна. Конспект занятия в подготовительной группе тема: «Кукла оберег – десятиручка»
  • Шахрайчук Елена Вячеславовна. Конспект по ручному труду в старшей группе Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Трусова Елена Александровна. Проект 'Кукла в жизни ребёнка'
  • Л.п. Степанченко. Конспект НОД «У нас в гостях кукла Даша» для средней группы
  • Русакова Антонина Александровна. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА: «КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Попова Евгения Владимировна. Конспект НОД в 1 младшей группе по лепке «Кукла-неваляшка»
  • Шамина Любовь Николаевна. Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»
  • Елена Корюкова. КОНСПЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «РУССКАЯ КУКЛА»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Шилова Светлана Анатольевна. Что такое народная игрушка? (консультация для родителей и воспитателей)
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь