М.А Мауль, Т.В. Самхарадзе,. Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»

Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»

Авторы:

  • М.А Мауль,
  • Т.В. Самхарадзе,

Воспитатели ГБОУ «Школа№2098» г. Москвы

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра, с которой можно много
сказать миру добра.»
Н.В. Гоголь

В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-творческой деятельности и привития нравственных ценностей и доброты необходимо постоянно обновлять развивающую среду театральных центров (уголков) детского сада

 

Для реализации задач духовно — нравственного воспитания и развития дошкольников нужны куклы-образы, способствующие формированию у детей ценностно- смысловых представлений о мире, добре, и зле, нравственных качествах народных идеалов. Эта идея раскрывается в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России (1), предлагая национальный воспитательный идеал. Для малышей такими идеалами являются образы народных сказок и былин (2): добрые молодцы, красны девицы, богатыри, мастера и рукодельницы, образы доброй матушки, заботливого и мудрого батюшки. По согласованию с родителями этими образами могут служить образы русских святых и образы библейских и евангельских сюжетов.

Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения. Исторические корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для вертепных театров со стержневым основанием, на котором закреплялась одежда, украшения. Еще одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре года ребенок может помогать взрослым в изготовлении кукла, а в пять – даже сделать ее сам. Для этого нужны ложка, лоскутки и тесемочки. Надо обратить внимание детей на художественный образ куклы, подбирая лоскутки для одежды, развивая мелкую моторику при ряжении куклы или технические навыки в использование клея и сборке мелких деталей для глаз, волос, бантиков, ротика и носика.

Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим, лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и творчество. Такие куклы-образы должны быть легкими в изготовлении и обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы – актеры и актрисы должны быть эстетически приятными, яркими, легкими, доступными и безопасными в управлении для детей.

Высоко оценивая выявленный педагогический потенциал кукол на ложках, нами разработан образовательный проект «Кукла на ложке – театр в ладошке». Его цель – развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе. Среди задач выделим наиболее важные.

  1. Социально – коммуникативное развитие: усвоение нравственны норм и ценностей русской культуры, развитие культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Познавательное развитие: знакомство с новым видом кукольного театра – театром ложек, развитие умение обыгрывания слов куклами; развитие воображения и творческой активности, интереса к духовно – нравственной культуре, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  3. Речевое развитие: обогащение словаря, развитие речевой культуры, в том числе связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  4. Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; формирование предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; обучение детей изготовлению кукол для театра ложек, мотивация к самостоятельным играм с театральными куклами и включению в самостоятельные игры песенных и танцевальных импровизаций; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  5. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических их качеств (координация и гибкость), развитие мелкой моторики обеих рук, привитие ценностей здорового образа жизни при формировании полезных привычек через традиции русской культуры.

Проект реализует образовательную программу в формах деятельности, специфичных для дошкольников, прежде всего в форма игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В проекте учувствуют воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители. Проект рассчитан на четыре месяца (декабрь, январь, февраль, март). Тип проекта — познавательный, игровой.

Ожидаемые результаты:

  • Повышения компетентности воспитателей и других участников образовательного процесса в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
  • Развитие ребенка во всех направлениях образовательных областей.
  • Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
  • Повышение уровня общей культуры детей дошкольного возраста.
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
  • Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

Этапы проекта

Цель первого, подготовительного этапа-определение у детей и родителей уровня знаний о ложечном театре для достижения этой цели мы решаем следующие задачи: создаем условия для диагностики (разрабатываем критерии для оценки знаний и умений, тесты, опросники, анкеты, подбираем методическую литературу); диагностируем первичный уровень знаний детей о кукольном театре; побуждаем родителей принять участие в анкетировании; выбираем методы диагностики уровня творческих способностей детей, в том числе формализованные (тесты опросники) и неформализованные (наблюдения, беседы), выявляем уровень творческих способностей каждого ребенка.

Успеху первого этапа способствует эмоционально-благополучная атмосфера в группе детского сада. Наличие специальных педагогических условий для развития детского творчества и предметно-развивающей среды.

Важно составить перспективный план работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр, провести анкетирование родителей «Как вы учите добру?». Мы также ведем индивидуальные беседы и консультации с родителями. Выявляя их заинтересованность в пополнении театрального уголка, а также возможности и способностей в той или иной области рукоделия.

Второй этап предполагает организационно – педагогическую работу, направленную на создание условий для расширения кругозора детей, воспитание людей, любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Задачи основного этапа: познакомить детей с историей возникновения деревянной ложки и способами ее изготовления; познакомить детей и родителей с кукольным театром; познакомить детей и родителей с кукольным театром на деревянных ложках; рассказать детям о творчестве С.Я. Маршака ( «Сказка о глупом мышонке»), вызвать интерес к театральной постановке этой сказки, через кукольный театр на деревянных ложках.

Для успешной работы на втором этапе мы предлагаем следующий план:

  • Занятие №путешествие в прошлое ложки». Обогащаем представление детей об истории возникновения ложки.
  • Виртуальное посещение музея (просмотр видео). Приобщаем к прошлому и настоящему наше культуры. Оформляем альбом «Музейный стенды».
  • Занятие «Ах вы ложки, мои ложки». Закрепляем умение детей играть на ложках, развиваем чувство ритма, слух. Расписываем деревянные ложки. Знакомим детей с искусствам хохломской росписи, развиваем чувство цвета и композиции; создаем условия для художественного творчества детей. Слушаем народную в исполнении ансамбля «Ложкари». Учим детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызываем эмоциональный отклик на русские народные мелодии. Проводим опыты «Какая ложка быстрее нагревается -деревянная или металлическая?», Какая ложка легче?».
  • Занятие «Кукольный театр на деревянной ложке». Знакомим детей и родителей с новым видом кукольного театра, вызываем эмоциональный отклик, желание участвовать в спектакля.
  • Знание «Куклы из деревянных ложек». Учим детей создавать образы животных, используя нестандартный материал — деревянные ложки, картинки животных; развиваем мелкую моторику. Мастер – класс для родителей: учим разным способами изготовление кукол на деревянной ложке.
  • Занятие «Какую куклу выбрать?». Обсуждаем характеры героев, договариваемся, кто какую роль хотел бы сыграть. Подбираем музыку к тексту. Учимся передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев. Проигрывание диалогов из сказки. Учимся передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характера героев сказки.
  • Репетиция сказки с музыкой и декорациями. Закрепляем навыки кукловождения за ширмой.

На третьем, заключительном этапе проводим мониторинг проекта, сравниваем уровень первичного среза знаний с итоговыми результатами. Важно, что мы диагностируем знания по театрализованной деятельности в двух аспектах: театральные знания и умения и личностное развитие, затем анализируем данные и сравниваем результаты. Зрелищности третьему этапу добавляют выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своими руками», альбом фотографий со сценами из спектакля и, разумеется, кукольный спектакль для родителей и педагогов детского сада. Советуем также завести книгу отзывов о спектаклях.

В процессе реализации проекта прослеживается значительное расширение знаний детей о духовно – нравственной культуре, традициях кукольного театра. Дети научились простейшим способам изготовления театральных кукол, овладели навыками кукловождения. И дети, и родители довольны результатами. Обыгрывая этюды с куклами, выступая перед зрителями, воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают ее интонационный и грамматический строй. Значительно развивается диалогическая речь. Повысился уровень общей культуры детей через приобщение их к русской народной культуре, ценностям гуманизма, уважения к окружающему миру.

У воспитанников также прослеживаются положительная динамика личностных изменений, повысился уровень коммуникативного развития. Проект способствует формированию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов кукол на деревянных ложках), но и увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  2. Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков на основе русской традиционной культуры. М., 2008.
Просмотров: 526
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Решетникова Виктория Имрановна. Развитие речи детей посредством театральной деятельности «Театр в гости к нам пришел» (Подготовительная группа)
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Абрамова Ольга Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Рожман Агния Константиновна. Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь