Образовательный проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»
Авторы:
- М.А Мауль,
- Т.В. Самхарадзе,
Воспитатели ГБОУ «Школа№2098» г. Москвы
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.» Н.В. Гоголь
В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-творческой деятельности и привития нравственных ценностей и доброты необходимо постоянно обновлять развивающую среду театральных центров (уголков) детского сада
Для реализации задач духовно — нравственного воспитания и развития дошкольников нужны куклы-образы, способствующие формированию у детей ценностно- смысловых представлений о мире, добре, и зле, нравственных качествах народных идеалов. Эта идея раскрывается в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России (1), предлагая национальный воспитательный идеал. Для малышей такими идеалами являются образы народных сказок и былин (2): добрые молодцы, красны девицы, богатыри, мастера и рукодельницы, образы доброй матушки, заботливого и мудрого батюшки. По согласованию с родителями этими образами могут служить образы русских святых и образы библейских и евангельских сюжетов.
Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения. Исторические корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для вертепных театров со стержневым основанием, на котором закреплялась одежда, украшения. Еще одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре года ребенок может помогать взрослым в изготовлении кукла, а в пять – даже сделать ее сам. Для этого нужны ложка, лоскутки и тесемочки. Надо обратить внимание детей на художественный образ куклы, подбирая лоскутки для одежды, развивая мелкую моторику при ряжении куклы или технические навыки в использование клея и сборке мелких деталей для глаз, волос, бантиков, ротика и носика.
Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим, лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и творчество. Такие куклы-образы должны быть легкими в изготовлении и обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы – актеры и актрисы должны быть эстетически приятными, яркими, легкими, доступными и безопасными в управлении для детей.
Высоко оценивая выявленный педагогический потенциал кукол на ложках, нами разработан образовательный проект «Кукла на ложке – театр в ладошке». Его цель – развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе. Среди задач выделим наиболее важные.
- Социально – коммуникативное развитие: усвоение нравственны норм и ценностей русской культуры, развитие культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Познавательное развитие: знакомство с новым видом кукольного театра – театром ложек, развитие умение обыгрывания слов куклами; развитие воображения и творческой активности, интереса к духовно – нравственной культуре, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Речевое развитие: обогащение словаря, развитие речевой культуры, в том числе связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
- Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; формирование предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; обучение детей изготовлению кукол для театра ложек, мотивация к самостоятельным играм с театральными куклами и включению в самостоятельные игры песенных и танцевальных импровизаций; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических их качеств (координация и гибкость), развитие мелкой моторики обеих рук, привитие ценностей здорового образа жизни при формировании полезных привычек через традиции русской культуры.
Проект реализует образовательную программу в формах деятельности, специфичных для дошкольников, прежде всего в форма игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В проекте учувствуют воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители. Проект рассчитан на четыре месяца (декабрь, январь, февраль, март). Тип проекта — познавательный, игровой.
Ожидаемые результаты:
- Повышения компетентности воспитателей и других участников образовательного процесса в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
- Развитие ребенка во всех направлениях образовательных областей.
- Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
- Повышение уровня общей культуры детей дошкольного возраста.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
- Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
Этапы проекта
Цель первого, подготовительного этапа-определение у детей и родителей уровня знаний о ложечном театре для достижения этой цели мы решаем следующие задачи: создаем условия для диагностики (разрабатываем критерии для оценки знаний и умений, тесты, опросники, анкеты, подбираем методическую литературу); диагностируем первичный уровень знаний детей о кукольном театре; побуждаем родителей принять участие в анкетировании; выбираем методы диагностики уровня творческих способностей детей, в том числе формализованные (тесты опросники) и неформализованные (наблюдения, беседы), выявляем уровень творческих способностей каждого ребенка.
Успеху первого этапа способствует эмоционально-благополучная атмосфера в группе детского сада. Наличие специальных педагогических условий для развития детского творчества и предметно-развивающей среды.
Важно составить перспективный план работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр, провести анкетирование родителей «Как вы учите добру?». Мы также ведем индивидуальные беседы и консультации с родителями. Выявляя их заинтересованность в пополнении театрального уголка, а также возможности и способностей в той или иной области рукоделия.
Второй этап предполагает организационно – педагогическую работу, направленную на создание условий для расширения кругозора детей, воспитание людей, любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.
Задачи основного этапа: познакомить детей с историей возникновения деревянной ложки и способами ее изготовления; познакомить детей и родителей с кукольным театром; познакомить детей и родителей с кукольным театром на деревянных ложках; рассказать детям о творчестве С.Я. Маршака ( «Сказка о глупом мышонке»), вызвать интерес к театральной постановке этой сказки, через кукольный театр на деревянных ложках.
Для успешной работы на втором этапе мы предлагаем следующий план:
- Занятие №путешествие в прошлое ложки». Обогащаем представление детей об истории возникновения ложки.
- Виртуальное посещение музея (просмотр видео). Приобщаем к прошлому и настоящему наше культуры. Оформляем альбом «Музейный стенды».
- Занятие «Ах вы ложки, мои ложки». Закрепляем умение детей играть на ложках, развиваем чувство ритма, слух. Расписываем деревянные ложки. Знакомим детей с искусствам хохломской росписи, развиваем чувство цвета и композиции; создаем условия для художественного творчества детей. Слушаем народную в исполнении ансамбля «Ложкари». Учим детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызываем эмоциональный отклик на русские народные мелодии. Проводим опыты «Какая ложка быстрее нагревается -деревянная или металлическая?», Какая ложка легче?».
- Занятие «Кукольный театр на деревянной ложке». Знакомим детей и родителей с новым видом кукольного театра, вызываем эмоциональный отклик, желание участвовать в спектакля.
- Знание «Куклы из деревянных ложек». Учим детей создавать образы животных, используя нестандартный материал — деревянные ложки, картинки животных; развиваем мелкую моторику. Мастер – класс для родителей: учим разным способами изготовление кукол на деревянной ложке.
- Занятие «Какую куклу выбрать?». Обсуждаем характеры героев, договариваемся, кто какую роль хотел бы сыграть. Подбираем музыку к тексту. Учимся передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев. Проигрывание диалогов из сказки. Учимся передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характера героев сказки.
- Репетиция сказки с музыкой и декорациями. Закрепляем навыки кукловождения за ширмой.
На третьем, заключительном этапе проводим мониторинг проекта, сравниваем уровень первичного среза знаний с итоговыми результатами. Важно, что мы диагностируем знания по театрализованной деятельности в двух аспектах: театральные знания и умения и личностное развитие, затем анализируем данные и сравниваем результаты. Зрелищности третьему этапу добавляют выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своими руками», альбом фотографий со сценами из спектакля и, разумеется, кукольный спектакль для родителей и педагогов детского сада. Советуем также завести книгу отзывов о спектаклях.
В процессе реализации проекта прослеживается значительное расширение знаний детей о духовно – нравственной культуре, традициях кукольного театра. Дети научились простейшим способам изготовления театральных кукол, овладели навыками кукловождения. И дети, и родители довольны результатами. Обыгрывая этюды с куклами, выступая перед зрителями, воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают ее интонационный и грамматический строй. Значительно развивается диалогическая речь. Повысился уровень общей культуры детей через приобщение их к русской народной культуре, ценностям гуманизма, уважения к окружающему миру.
У воспитанников также прослеживаются положительная динамика личностных изменений, повысился уровень коммуникативного развития. Проект способствует формированию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов кукол на деревянных ложках), но и увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.
Литература
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
- Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков на основе русской традиционной культуры. М., 2008.
|