Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

«Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

Подготовила: учитель-логопед Репецкая Т.М.

В современных научных исследованиях проблема всестороннего развития ребенка на основе погружения его в различные виды искусств является одной из наиболее разрабатываемых (М. С. Каган «Теория культуры», «Системный подход и гуманитарное знание» и др., Б.П. Юсов «Современная концепция образовательной области», «Изобразительное искусство и среда» «Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» и др, Б.М. Неменский- известный российский живописец. Его картины находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и т.д. "Изобразительное искусство и художественный труд"и др., Л.Н. Мун «Театральная педагогика в развитии импровизационных способностей»). Всё это обусловлено тем, что искусство формирует всесторонне развитую личность, её гуманистические принципы и позволяет человеку с самого раннего возраста «накапливать» богатство его духовного мира.

 

Скачать конспект

Одно из основных направлений работы- создание такой развивающей среды и интегрированного педагогического воздействия, основанного на синтезе искусств, которое будет направленно на развитие личности ребенка-дошкольника, удовлетворение его индивидуальных потребностей и интересов, а также формированию его способностей в обучении и через обучение. Задача педагога – не только привить ценности и создать условия их восприятия, но и помочь им прорасти в душе ребенка.

Формы проводимой работы- интегрированные групповые занятия проводимые совместно с музыкальным руководителем и воспитателем.

Таким образом, основная задача логопедического воздействия, через интегрированное занятие научить дошкольника связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно, выражать свои мысли и показывать свое отношение к увиденному и услышанному на занятии, а затем воплощать в продуктивных видах деятельности.

Методика работы с детьми дошкольного возраста основывается на их любознательности, удивлении, потрясении, эстетическом наслаждении.

Такие занятия могут носить сезонный характер: «Пришла весна», «Золотая осень», «Зимние игры и забавы», а также ознакомительный характер, например знакомство с творчеством К.И. Чуковского и его произведениями, «С чего начинались буквы» — история письменности и др.

Фольклор- это лучший речевой материал, накопленный народом веками. На таких занятиях-ознакомлениях дети не только узнают традиции русской народной культуры, но и знакомятся с народным бытом, старинной утварью, узнают народные песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.

На примере интегрированного занятия «В русской горнице» можно проследить примерную последовательность его проведения.

I. Сначала дети получают новые знания. Создается мотивация к последующей деятельности и нужная атмосфера. Детям предлагается виртуальная экскурсия в музей народно-прикладных ремесел, а также просмотр полотен мастеров-живописцев по теме «Древняя Русь. Жизнь и быт» (Абакумов, Рерих, Нестеров, Ольшанский, Рябушкин, Васильев и др.) и соответственно подбирается музыкальное оформление, для данного занятия фоном звучит русская народная музыка в исполнении Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова.

II. Сюжетная часть. Обозначаем тему и рассказываем о том, что зимними вечерами люди собирались на отдых, а также для несложной работы, чтения, развлечения в одной из изб в самой светлой, большой и красиво убранной комнате, предназначенной для приёма гостей. Мужчины которые днем работами в кузнице- вечером вырезали деревянные игрушки- свистульки детям, играли на гуслях и цимбалах. Женщины – пели народные песни, пряли шерсть, вышивали, плели кружево, водили хороводы.

Далее детям предлагаем посетить горницу, одеть русские костюмы, поводить хоровод, спеть шуточную русскую народную песню «Жил я у пана». Для стимуляции фантазии и творчества используются задания типа:

  • определи какой музыкальный фрагмент подходит к картине?
  • хлопай ложками в такт музыке и т.д.

III. Переходим непосредственно к этапам логопедического занятия которое проводиться как ознакомление со звуком и буквой Ц, но все игры и задания проходит в рамках обозначенной нами темы.

  1. Оргмомент. Дети вспоминают вышивальщиц, кружевниц, кузнецов, всех тех кто собрался на отдых в горнице, инструмент на котором играли люди на отдыхе (цимбалы- белорусский народный музыкальный инструмент, гусли и др.).
  2. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, произношение изучаемого звука (в слогах, словах).
  3. Физкультминутка (хоровод под звуки народной музыки).
  4. Произношение звука в связной речи. (Едет в город городец, покупать товар купец: разрисованные прялки, люльки, доски и качалки).
  5. Формируется образ буквы которая соответствует данному звуку.
  6. Пальчиковая гимнастика (Кузнецы. Бом, бом, бом, бом, по гвоздям бьём молотком. Гвозди не вбиваются, только загибаются. Значит, клещи надо взять, будем гвозди вырывать. Я тянул, тянул, тянул, все я гвозди разогнул.) и т.д.

Ребятам предлагаются ряд игр: «Я картинку положила в деревянный сундучок, ну-ка первый подойди на рисунок погляди....» (ребенок описывает увиденное на картинке выделяя ведущие признаки предмета), «Угадай мою профессию, я выберу пяльцы, иголки, наперсток, нитки…», «Посмотри скорей на стол, он красивый, расписной. Ты внимательно смотри, что здесь лишнее скажи…» (выделение четвёртого лишнего), лото, развитие мелкой моторики — собери картинку и др.

IV. Далее ребятам предлагают выполнить творческое задание — создание расписной посуды из соленого теста. Эту часть интегрированного занятия проводит воспитатель. Работают дети с солёным тестом. Это задание будет способствовать не только формированию эстетического вкуса, развитию зрительного восприятия, образного мышления, мелкой моторики, но снимет излишнее эмоциональное напряжение.

Таким образом, интегрированные занятия стимулируют дальнейший познавательный интерес, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изобразительной деятельности, музыки в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет в занятии близкие для себя темы.

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.
  2. Батурина Г.И.. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.. 1995. С. 41-45.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. 497с. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  6. «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011 г.) Авторы: Сидорова Светлана Николаевна, Козыренко Татьяна Анатольевна
  7. Сидорова С. Н. Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств / С. Н. Сидорова, 7. Т. А. Козыренко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2011
Просмотров: 824
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Телешева Галина Николаевна. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Беляева Валентина Николаевна. Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Попова Ольга Степановна. Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы - «Малыши спешат на помощь»
  • Грязнова Наталья Викторовна. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Дюба Марина Владимировна. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Ирклиенко Елена Евгеньевна. Создание условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой через взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с различными видами деятельности (ознакомительной, познавательной, игровой).
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Ченцова Татьяна Александровна. Доклад из опыта работы - «Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия»
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • М.Т. Саликова. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь