Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории Шапошникова Наталья Владимировна Волжский 2016г.
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией.
Д.Б. Эльконин.
Скачать конспект
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» относиться к сфере языковедения.
Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.
Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.
Сюда входят: — свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями);
- быстрота включения в диалог
- хорошая речевая оперативная память
- языковая правильность речи
- содержательность и логичность речи
- точность, ясность речи
- выразительность речи
Термин «звуковая культура речи «входит в понятие «культура речи». Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения.
- Выразительность Четкая дикция
- Поза-двигательные навыки в процессе разговора
- Мимика
- Общая тональность детской речи
- Жесты
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.
Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедил меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах — это «Воспитание звуковой культуры речи»
Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно. Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера.
В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива.
Большое внимание в своей работе я уделяю наблюдению за речью детей и её исправлению. Начала я свою работу по звуковой культуре речи с тщательного изучения специальной литературы, относящейся к этой тематике. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их. Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа.
Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы. На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду. В работе над произношением я наметила несколько этапов взаимосвязанных между собой:
- Обследование речи и произношения ребенка;
- Развитие правильной артикуляции;
- Закрепление правильного произношения в свободной речи;
- Развитие фонематического восприятия;
- Навыки звукового анализа предложения и слова.
Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей.
Прежде, чем начать эту работу с детьми я проконсультировалась с логопедом Н.А. Бреховой, которая ведет в нашем саду логопункт. Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3-4 человека. Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок», которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» — с комаром, звук «ж» — с большим жуком, звук «ш» — с сердитым гусем, звук «р» — с мотором самолета. Так же использовались картинки и такие упражнения как «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Лошадки», «Прятки», «Веселый язычок» и др.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток — чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок — слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом.
Так же для закрепления звуков в речи я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук. Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ.
Так же использую на закрепление звуков в речи, стишки, загадки, пословицы, поговорки. Важнейшее условие правильной речи — это развитие речевого дыхания. Я использую такие упражнения:
а) сдуваем с руки бумажку-пушинку;
б) ватку (снежинку);
в) Дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года);
г) Летом дуем на одуванчики ( «Парашютики летят»).
Так же использую звукоподражание. Дети на одном выдохе продолжительно произносят звуки (например, УУУУУ — гудит пароход)
Для развития речевого дыхания, я ещё использую такие упражнения: дуют на круглые карандаши, шарики, чтобы они покатились (игра «У кого дальше укатится»), дуют на находящиеся в тазу кораблики и т.д. Формирую у детей умения произносить без пауз, на одном выдохе небольшие (из 3-5 слов) фразы.
Для развития голосового аппарата использую игры «Ветер», «Вьюга», «Ауканье» и др.
Для развития слухового внимания, использую игры «Что ты слышишь?» — в игре воспитывается умение прислушиваться к окружающим звукам. Игра «Кто лучше слышит?» — предлагаю детям выполнять различные просьбы, которые даю детям на определенном расстоянии от них. Игра «Тихо-громко!», «Кто это?».
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующем порядке:
- Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах);
- Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом;
- Узнавание звука в слове;
- Определение места звука в славе (в начале, в конце, в середине)
- Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, рил) 6. Придумывание слов на определенный звук.
Для развития фонематического слуха использую игры «Слушай внимательно» — воспитывает учение выделять часто повторяющий звук в группах слов во фразах и т.п. Игра «Красный — белый», «Где звук?», «Кто больше» и др. В начале учебного года, наравне с тем материалом, который у меня есть, я изучила «Программу по развитию речи с элементами обучения грамоте для работы в дошкольной гимназии» — автор Т.С. Мельникова. Эта книга заинтересовала меня и я не замедлила включить её в свои занятия. И результата не заставил себя долго ждать. Дети с ещё большим удовольствием стали заниматься по этой методике. Занятия стали интереснее и разнообразнее. Что же изучает дошкольная гимназия конкретно по звуковой культуре речи. Во -первых,
- Научить правильно произносить гласные и согласные звуки (а так же знакомство не только со звуком, но и с буквой.
Во — вторых,
- Развивать фонематический слух путем различия на слух гласных в словах; В — третьих
- Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний. В — четвертых
- Учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец). И, в-пятых
- Работать над интонацией и выразительностью речи.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, я на каждого ребенка сделала карточки, на которых изображены картинки с предметами на тот звук, который изучаем, там же изображена сама буква. Детям дается карандаш и они штрихуют изображение на картинке. Штриховка различная: вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. Сначала это делается с помощью линейки — здесь мы закрепляем ещё одну задачу — готовим детей к печатанию букв.
Мне в своей работе всегда хочется использовать что-то новое. Для этого я изучила методы работы М. Монтессори, и успешно применяю их в своей работе.
Эффективность работы по формированию звуковой культуре речи определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Основную нагрузку несёт индивидуальная и индивидуально-подгрупповая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Продолжительность занятий определяется санитарно- эпидемиологическими нормами, которые составляют: жизни — не более 20 минут. В середине занятия проводят физкультминутку, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического дыхания и голоса, на изменение силу, высоту и тембр голоса, на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование выразительной речи.
Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий -не более 20 минут, длительность индивидуальных занятий 15-20 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Общая продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей детей. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Материально-технические средства:
- Зеркало для индивидуальной работы.
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок
- «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного
- Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
- Тематические альбомы
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
- Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
Результатом успешной работы по данной
теме можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой
ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
- родители и педагоги детей включены в процесс, взаимодействуют между собой, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический встрой речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
Публикация 2
Задачи по формированию и воспитанию «Звуковой культуры речи»
Одна из главных задач детского сада — формирование правильной устной речи детей, а для того, чтобы ребенок правильно говорил, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок овладел звуковым строем языка, правильным произношением. В свою очередь понятие звуковой культуры речи широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп т.д.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты и т.д.), а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка, он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Задачи по воспитанию звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «звуковая культура». Можно выделить следующие задачи:
1. Формирование правильного произношения звуков.
Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т.е. различие звуков речи, а их произношением он овладевает потом. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:
- Совершенствование движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во 2-ой младшей, средней и старшей группах
- Последовательная работа над произношением гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными буквами
- Закрепление правильного произношения звуков.
2. Выработка дикции.
Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией проводится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со 2ой младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятия по развитию речи.
3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением.
Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует потребность выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок произносит все звуки, имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Воспитатель должен знать типичные особенности и словопроизношения детей: в младшем возрасте — сокращение слов (весипед-велосипед; коричвенный — коричневый), добавлением звуков (реблята — ребята, игруша — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибку в словах детей. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен следить за правильной постановкой ударения: коса — косу, кони — коней.
4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. В младшем возрасте у детей орфографические нормы исключительно практические, в силу подражания. Воспитатель должен представить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является основной частью обучения родному языку. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода.
5. Формирование темпа речи и качеств голоса.
Нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучить детей в групповой комнате говорить негромко; в спальне, в общественных местах в полголоса, шепотом. Дети, особенно младшие, склонны к быстрой речи, делают короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, останавливаясь в конце фразы, заканчивая интонационную мысль, говорить ритмично.
6. Воспитание выразительности речи и культуры речевого общения.
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения. В ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, свои отношения. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями — капризными, грубыми, плаксивыми. В программе подчеркивается: необходимо, чтобы дети умели говорить тихо, вежливо, без напоминания здороваться и т.д.
7. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Речевое дыхание — одно из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания.
Работу по формированию правильного звукопроизношения следует проводить по двум направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и кА они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление.
В работе по формированию правильного звукопроизношения я использую современные педагогические технологии, одна из них и самая главная – это здоровье сберегающая технология.
|