Пояснительная записка:
Данные занятия разработаны для ребенка 4,5 лет (девочки), с тяжелым нарушением речи (моторная алалия в стадии выхода). Основная цель коррекционного блока из 8 занятий — активизация и обогащение речи. Эти занятия можно использовать для детей с подобными нарушениями.
Блок занятий апробирован с ребенком, у которого имелись достаточные произносительные возможности, но не были сформированы умения ими пользоваться. Наблюдались резко ограниченный глагольный словарь и отсутствие употребления предлогов в речи. В пассивном словаре слов было значительно больше, чем в активном. Присутствовали нарушения грамматического строя, неправильное согласование некоторых слов по числу, роду, падежу, времени. Нарушения носили фонематический характер (нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания). У воспитанницы наблюдались трудности вступления в контакт со взрослыми и другими детьми, неуверенность в себе, бедный словарь на фоне достаточно понятного воспроизведения слов с различной слоговой структурой.
Скачать все занятия
Занятия построены с учетом индивидуальных особенностей ребенка, зоны его ближайшего развития, воздействия на нарушенные компоненты речи с целью постепенного их формирования.
Все занятия разработаны с использованием здоровьесберегающих технологий: смена статических и динамических поз; голосовые и дыхательные упражнения; подвижные игры речевого характера; упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Время проведения занятия 20 минут.
Логопедическая работа осуществлялась различными методами, среди которых: артикуляционные упражнения; упражнения для развития дыхания и голоса; использование наглядности; различные компоненты игровой деятельности.
В каждое занятие включены задания по формированию: словаря и активизации речи; лексико-грамматического строя речи; артикуляционной моторики; носового вдоха и ротового выдоха; мелкой и общей моторики; норм и правил поведения; а также созданы условия для позитивного эмоционального настроя.
Для лучшего усвоения материала ребенком, некоторые элементы предыдущих занятий повторяются.
Данный блок занятий может быть использован педагогами, логопедами, воспитателями для индивидуальной работы с детьми с похожим нарушением речи.
Цель блока занятий:
Активизация и обогащение речи ребенка.
Задачи:
- Создание позитивного эмоционального настроя.
- Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми в игровой ситуации.
- Формирование норм и правил поведения.
- Пополнение активного словаря по темам: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние животные».
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование носового вдоха, ротового выдоха.
- Развитие речи с движением.
- Обучение счету в пределах 3-4-х.
Ожидаемый результат:
- Сформируются доверительные отношения с педагогом.
- Ребенок научится включаться в представленные игровые ситуации, помогать и сопереживать героям.
- Ребенок научится элементарным нормам и правилам поведения.
- Ребенок будет иметь представление о диких и домашних животных, научится называть их, повторит звуки издаваемые ими. Воспитанник будет иметь представление об овощах и фруктах, о том, где они растут, сможет назвать их.
- Ребенок сможет повторить пальчиковую гимнастику. В игровой форме овладеет упражнениями артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Лакаем язычком», «Окошко», «Трубочка» и прочие.
- Ребенок научится совершать носовой вдох, ротовой выдох.
- Воспитанник будет повторять движения за педагогом в динамических паузах и в игровых ситуациях.
- Ребенок научиться считать в пределах 4-х.
В результате реализации данного блока занятий, у ребенка наблюдалась устойчивая положительная динамика. Поставленные задачи реализованы, цель – достигнута.
|