Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
Составили учителя-логопеды: Бажина С.А., Коготкова Л.М.
Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».
Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.
Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.
Задача логопедического воздействия:
а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;
в) создать взамен их новые правильные;
г) закрепить новые навыки до автоматизации.
Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.
Медицинское воздействие включает в себя:
- медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением
- физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т.д.)
- массаж 1раз в полгода.
Логопедическая работа включает в себя разделы:
- развитие общей моторики ребенка;
- мелкой моторики;
- артикуляционной;
- мимической мускулатуры;
- коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);
- коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- коррекция личности в целом.
Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.
При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.
Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.
Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).
По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:
- составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти
- пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами
- различные шнуровки
- мозаика, конструкторы
- лепка
- работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами
- работа с ножницами, с иголкой
- складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв
- наматывание ниток на катушку, клубок
- расстегивание и застегивание пуговиц
- выкладывание бисером (показ)
- различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т.д.).
Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).
Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.
А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.
Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.
Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.
Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза), надувание щек, задувание свечей и др.
Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т.д.
Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:
- поглаживание;
- разминание;
- вибрация;
- поглаживание.
Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.
Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.
Это могут быть упражнения:
- жевание сухарей, глотание
- облизывание блюдца (это, правда, не эстетично)
- глотание воды маленькими порциями
- имитация глотания и жевания с запрокинутой головой
- подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.
Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).
Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Литература.
М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить».
М.С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
З.А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».
О.В. Правдина, Л.С. Волкова «Логопедия».
Е. Синицына «Умные пальчики».
В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».
Статьи из журналов.
Лекции Артемьевой и Ужлатовой.
Л.М. Козырева «Логопедическое пособие».
|