Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

МБУ детский сад № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти, Самарская область

  • Семенова Мария Виталиевна Воспитатель
  • Попова Марина Сергеевна воспитатель

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее формируются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда подрастет, ребенку понадобятся точные согласованные движения, чтобы писать, одеваться, а также реализовывать различные бытовые и прочие действия.

 

Дети с плохо развитой ручной моторикой неуклюже держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает нелегко собрать рассыпавшиеся детали конструктора, мастерить с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, вероятности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.

Актуальность развития мелкой моторики определена и в целевых ориентирах ФГОС ДО «… на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика».

Проведя диагностику детей с ЗПР, мы обнаружили низкий показатель уровня развития мелкой моторики. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Исходя из актуальности выбранной темы, была поставлена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики и речи у дошкольников с ЗПР.

Цель проблемы: Сформировать коммуникативно-речевые навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР.

Задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики
  • улучшение речевого развития детей, формирование коммуникативного общения
  • развитие мышления
  • развитие волевых усилий
  • снятие излишнего напряжения, развитие способности контролировать движения пальцев рук.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика — речь — восприятие.

Свою работу мы начали с игр с прищепками. Они прекрасно подходят для детей с ЗПР.

Собственно основой всех этих игр служит круг из картона поделенный на равные сектора. А в сочетании с картонными силуэтами-заготовками можно регулярно проводить работу с детьми по развитию всех сторон речи, вместе с тем развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. На сектора приклеиваются выбранные картинки, ламинируются. На прищепки приклеиваются также соответствующие картинки и и всё игра готова.

Прищепки, являются любимым материалом для творческого фантазирования детей. Дошколята создают модели роботов, видоизменяя их при необходимости в положительных и отрицательных героев своих сюжетных игр. Игры с прищепками доставляют ребенку радость, удовлетворение от возможности изменять цветовые решения и форму своей конструкции.

Ребята уже знакомятся со звуками и буквами родного языка, поэтому, изученную информацию переносят в игры, формируя из прищепок буквы, составляют слова.

Располагая прищепками в развивающей среде, можно использовать их для самомассажа. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения. После первого двустишия, меняем руки. Необходимо убедиться, чтобы прищепки не были слишком тугими.

Игры с прищепками не вызывают переутомления.

Ещё нам очень понравилась идея: игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Стараясь закрутить или раскрутить крышку, применяя усилия, ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче выучит цвета.

Игру несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество.

Также мы используем игры с пуговицами. О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: “простой, как пуговица”. Но обнаружилось, что обычные пуговицы могут выполнять значительную функцию – быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно разносторонним и увлекательным материалом. С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они многообразны. Эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание.

Также игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Так же пуговицы можно применять на занятиях по формированию математических представлений и в индивидуальной работе, для развития математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать), для счёта на ощупь, решения задач и примеров. Игры можно проводить в виде соревнований: “Кто быстрее разложит”, “Кто быстрее сосчитает”, “Красивые бусы” и т.д.

Ещё можно использовать на занятиях по физкультуре и в свободное время для профилактики плоскостопия: ходить босыми ногами по пуговицам и собирать пальчиками обеих ног, поочерёдно.

Литература:

  1. Блинова Л. Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития»: учебное пособие для вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.
  2. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. «Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада» II Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 — №25.
  3. Певзнер, М.С. «Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития» / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
  4. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. «Игры с прищепками: творим и говорим» – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
  6. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие» — М. Айрис-пресс, 2011.
Просмотров: 779
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Буздалина Наталья Александровна. Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Щелконогова Анна Анатольевна. Развивающие планшеты «Подбери и закрути» для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Оболенская Татьяна Евгеньевна. Использование «Айрис фолдинг» для развития мелкой моторики рук
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь