Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать детали конструктора, паззлы, работать со счетными палочками, мозаикой, в следствие они не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира такими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одним из актуальным способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия, в частности речь пойдет о книгах.
Мягкие развивающие и обучающие книги — отличный материал для развития детей дошкольного возраста. Они с успехом могут быть использованы и в детских дошкольных учреждениях, поскольку соответствуют принципам ФГОС ДОО, они содержательно – насыщены, полифункциональны, доступны, безопасны, трансформируемы.
Книга охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования. Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.
Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.
Художественно-эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
При изготовлении подобных книг необходимо придерживаться основных принципов:
- Последовательность. Зачастую, страницы не связаны между собой единой логической нитью. Получается просто набор заданий для ребенка, который не подозревает, что ждет его на следующей странице. А там новое задание, не требующее знаний с предыдущих страниц. Безусловно, и такие книжки расширяют кругозор, развивают тактильную чувствительность, память, логическое мышление, но не приучают к последовательному изложению материала, формированию причинно-следственных связей.
- Тематичность. Можно задуматься о тематических книгах, рассказывающих о конкретных областях жизни, например, «Погода и времена года», «Овощи-фрукты», «Транспорт», «Одежда». Очень хорошо подходят книжки по известным сказкам. Персонажи сказок лучше запоминаются, когда каждого из них можно потрогать (важно подбирать соответствующий материал). Такие сказки ребенок охотнее пересказывает.
- Концентрирование. Не нужно размещать на одной странице множество мелких объектов. Ребенку проще сконцентрироваться, если в поле зрения попадает небольшое количество деталей. Для большей эффективности лучше сделать на каждый значимый рисунок отдельную страницу.
Для создания развивающей книжки своими руками подойдут яркие натуральные ткани (шёлк, фетр, ситец), пряжа или меховые обрезки и поролон, который придаст объёма изделию. Фетр не зря пользуется особой популярностью среди рукодельниц: его легко подшивать и приклеивать, а обрезанные края материала не обсыпаются даже со временем.
На следующем этапе можно приступить к оформлению страниц. Заготовленные аппликации пришиваются или крепятся на липучки в зависимости от их предназначения. Затем все декорируется отделочными материалами – ленточками, колокольчиками, мягкими игрушками и др.
Мягкие книжки имеют ряд преимуществ над остальными развивающими вещами и простыми книгами:
- на страницах отсутствует типографская краска
- для ее создания используются натуральные ткани и материалы
- мягкая книжка поддается стирке
- мягкая игрушка и развивающая книжка в одном предмете
- одна книга может содержать множество развивающих предметов (например, пуговицы, застежки, молнии, шнуровки, крючки).
Мягкая развивающая книга может быть использована как организационный момент для образовательной деятельности. Ее цель – собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, речи, закрепляется материал прошлого занятия, применение материла по лексическим темам, готовит детей к восприятию нового и интересного.
Задачи мягкой развивающей книги как дидактического пособия:
- Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно — игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Благодаря этой книге ребёнок сможет в игровой форме:
- развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
- развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
- воздействовать на тактильные ощущения;
- развивать логику;
- изучать цвета;
- формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);
- расширять кругозор и обогащать словарный запас [13].
Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с цветом, формами и величиной, животными, морскими обитателями и насекомыми, научит считать, различать времена года, погоду и т.д. Можно выбрать игры и упражнения под силу каждому ребенку (например: для самых маленьких – «Застегни – расстегни», «Спрячь – найди», а детям постарше – задания, подразумевающие умение рассказывать, описывать, считать).
Мягкая развивающая книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.
На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку.
Но все же необходимо отметить, что как и с любой другой игрушкой, ребенку необходимо показать, как использовать в своей познавательной деятельности мягкую развивающую книгу.
Изначально необходимо совместно с ребенком посмотреть книгу целиком от начала до конца. Дать ребенку самостоятельно потрогать страницы книги, чтобы он осознал свои ощущения и впечатления от визуального и тактильного знакомства с таким развивающим пособием.
Далее продемонстрировать ребенку возможности книги, то есть показать, что со всеми объемными деталями можно играть, при этом обсуждая каждое задание с ребенком. Даже если ребенок пока не говорит или говорит плохо, нужно рассказывать ему о персонажах книги, называть цвета, количество, названия животных и предметов.
«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендовано использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам.
|