Авторы статьи:
Софья Тимофеева — кандидат педагогических наук, соучредитель и генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор многочисленных методических книг по развитию детей дошкольного возраста.
Анастасия Шевченко, — профессиональный педагог и логопед, соучредитель детского эко-клуба «Умничка», автор многочисленных методических книг по развитию детей дошкольного возраста.
Упражнения на развитие мелкой моторики руки являются обязательной частью практически любого комплексного занятия для детей от 1 года до 3 лет, которые проводятся в детском клубе.
Скачать конспект
Объяснять, для чего включаются упражнения на развитие мелкой моторики, наверно не стоит. Ни для кого сейчас не секрет, что применяя задания, связанные с развитием мелкой моторики руки, мы активно воздействуем на речевой центр мозга, а также развиваем мышление, память, воображение, восприятие и внимание, совершенствуем ловкость и точность движений, зрительно-моторную координацию и пространственную ориентацию.
На данный момент выпущено немало методических пособий для педагогов и родителей, в которых приведены упражнения с фасолью и горохом, пуговицами и монетами, шнурками, карандашиками, и т.д. Однако, педагогу и методисту, работающим в детском развивающем центре, непросто собрать весь интересный материал в одно целое для дальнейшей систематизации, а также увидеть методику реализации подобных заданий в практической деятельности клуба. Зачастую задания на комплексных занятиях включаются хаотично, не соответствуя возрастным особенностям детей, ориентируясь только на «вкусность» и привлекательность для родителей.
Особенно сложно придумать педагогам разнообразные задания с одним и тем же игровым материалом: с бусами для нанизывания, горохом, фасолью и т.д.. В итоге получается, что из занятия в занятие мы делаем одни и те же бусы для кукол, складываем горох в виде запасов в бутылочки, прикрепляем платочки на прищепках к верёвочкам… Подобное однообразие вызывает скуку у детей и родителей, присутствующих на занятиях, способствует снижению игровой мотивации, и, как следствие, падает эффект самого развивающего упражнения.
Для начала надо определиться с теми материалами, которые мы будем иметь в детском клубе и использовать для развития мелкой моторики руки. Практика показала, что подобных материалов не надо иметь слишком много и все они являются однозначно доступными для любого географического региона нашей страны, а также совершенно недорогостоящими. Не стоит захламлять клуб пособиями, которые редки в использовании и задают однобокость использования в ходе занятий. Лучше выберем:
- деревянные и пластмассовые прищепки
- маленькие круглые пуговицы без ножки основных цветов
- пластмассовые или деревянные шарики и кубики с дырочкой для шнуровки
- также основных цветов
- пипетки
- мозаику
- рис, горох и фасоль
- счётные палочки и спички
- шнурки для обуви
- обычные медицинские резиновые груши (спринцовка) размера №3.
Педагогам следует помнить, что возрастные особенности детей от 1 года до 3-х лет требуют определённой схемы по обучению работе с мелкими предметами:
- Педагог знакомит детей с образцом уже выполненной работы.
- Затем педагог обязательно демонстрирует, как необходимо выполнить действие с предметами. Данный этап необходим не только детям, но и сопровождающим на занятия ребёнка взрослым, поскольку показывается образец выполнения задания и правильность захвата пальчиками предмета. Наглядный показ обязательно должен сопровождаться словесной инструкцией.
- Взрослый берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимое действие. Данный этап абсолютно необходим при работе с детьми от 1 года до 2-лет, а также в более старшем возрасте при знакомстве с новыми материалами, например, с пипеткой.
- Дети действуют самостоятельно согласно словесной инструкции педагога.
Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, должны быть интересны детям, поскольку только тогда они смогут эффективно выполнять предложенные педагогом задания.
Вот пример задания с прищепками:
«Игра с прищепками «Колючие ежата»».
Педагог выдает детям контуры ежей, прищепки и рассказывает историю.
- Жили-были ежата. Как-то раз ежата пошли в лес и нашли грибы, только унести их домой не могут. Наши ёжики ещё совсем маленькие, и иголки у них еще не выросли.
- Давайте ежатам иголки сделаем, тогда они смогут наколоть грибочки и унести в гнездо.
Дети берут по одной прищепке и прикрепляют иголки на спинку ежа.
- Вот теперь ежата смогут много грибочков унести домой!
Для повышения интереса и формирования положительной мотивации при выполнении подобных упражнений педагогу необходимо разыгрывать игровой сюжет с помощью мягких игрушек и кукол-перчаток.
Задания по развитию мелкой моторики не могут в этом возрасте выполняться сами по себе, они обязательно выполняются по заданию какого-то героя, присутствующего на занятии: нанизывая бусы только зелёного цвета мы собираем капусту для зайчика, отцепляя прищепки от линейки и складывая их в миску – заготавливаем травку для коровы, пипеткой добавляем заветные капли живительной влаги рыбке в аквариум, а ветерок из резиновой груши помогает сдуть листочки с грибочков, которые ищут голодные ежата…
Вот пример задания на развитие мелкой моторики руки, где главным героем на занятии является медвежонок:
«Игра с мозаикой «Ягодки в корзинке»».
Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие цветовосприятия, развитие внимания.
Материалы: на каждого ребёнка — планшет для мозаики, на котором прикреплено (заранее вырезанное педагогом из цветной бумаги) полукруглое изображение корзинки, фишки мозаики разных цветов (обязательно красные).
Педагог выдает детям фишки мозаики и планшеты, на которых уже закреплена корзинка и рассказывает историю про медвежонка.
- Однажды медведица отправила своего медвежонка в лес за малиной. Медвежонок взял корзинку и побежал в лес. Искал, искал он малину в лесу, наконец-то нашел. Смотрит, кусты малины высокие, а он маленький, не достать ему малины.
- Давайте, поможем медвежонку и наберем целую корзину ягод. Малину будем собирать только красную.
Дети берут по одной фишке и прикрепляют сверху «корзинки». Получается корзинка, наполненная ягодками «с горкой». Педагог следит, чтобы дети брали фишки красного цвета и прикрепляли их, не выходя за контуры.
- Полная корзина ягод получилась! Медведица обрадуется такому подарку и мишке варенье из нее сварит.
Задания, связанные с развитием мелкой моторики руки, органично вписываются в структуру любого комплексного занятия, но, тем не менее, их надо выстраивать так, чтобы помимо своей основной функции – развитие мелкой моторики, они могли бы решать другие дидактические и развивающие задачи. Какие?
Например, заготавливая запасы для мышки, мы должны положить в баночку всего 10 горошин — формируем навык счёта в пределах десятка. Нанизывая бусы в определённой последовательности, изображённой на схеме – развитие кодирования, умственного действия анализа-синтеза, формирование умения находить закономерность. Отбираем листочки только большие и жёлтого цвета – формирование представления о размерах предметов и развитие цветовосприятия, формирование умения руководствоваться системой условий задачи.
Напоследок хотелось бы отметить, что проведение игр с мелкими предметами требует особого внимания со стороны педагога и соблюдения правил разумной осторожности. Маленькие дети могут очень быстро и незаметно проглотить мелкие предметы, расположить их «удобно» в собственном носу или ушах. Особенно это касается детей от 1 года до 2-х лет, хотя многие двух- и трёхлетки любят попробовать горох на вкус. Педагог не в силах уследить за всеми детьми, присутствующими на занятии. Поэтому перед проведением подобного задания педагог даёт чёткую инструкцию взрослым, сопровождающим детей на занятия, быть особенно внимательными к действиям малышей. В целях безопасности также следует убрать миски с мелкими предметами сразу после выполнения задания в недосягаемое для детей место. Ни в коем случае нельзя оставлять мелкие предметы, расположенные в поле видимости детей, без присмотра!
|