Савалина Елена Борисовна. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая  разработка «Развитие  мелкой  моторики  у  детей  дошкольного  возраста на  музыкальных  занятиях»Задача  современной  педагогики  не только развивать предметные навыки и умения, но и готовить ребенка к сосуществованию в социуме. Большое значение в развитии ребенка имеет дошкольный подготовительный этап. Развитие мелкой моторики, в том числе, способствует не только подготовке к школе, но в целом развивает психические свойства личности. Поэтому очень важно начиная с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Этому способствуют пальчиковые игры.           О пальчиковых  играх  можно  говорить  как  о  великолепии  универсальной  дидактической  и  развивающей  технологии: во время таких игр нервные  окончания  рук  ребёнка  воздействуют  на  его  мозг  и  мозговая  деятельность  активизируется.

 

Пальчиковые  игры  способствуют  также  развитию  внимания,  памяти  и  мышления  малыша. Благодаря  им ребёнок  получает  разнообразные  сенсорные  впечатления.  У  него  развивается  внимательность  и  способность  сосредотачиваться,  формируется  образно-ассоциативное  мышление.  Пальчиковые  игры  помогают  детям  отдохнуть,  расслабиться,  укрепляют  мышцы  пальцев  и  ладоней,  что  в  свою  очередь  помогает  в  рисовании,  а  в  дальнейшем  - при  письме,  игре  на  музыкальных  инструментах.

Разучивание  одновременно  с  пальчиковыми  играми  забавных  стишков,  прибауток,  развивает  детскую  память  и  речь.

Ещё  во II веке  до  нашей  эры  человеку  было  известно  о  влиянии  действий  руками  на  развитие  головного  мозга  человека.  Древние  китайцы  утверждали,  что  упражнения  с  участием  рук  и  пальцев  гармонизируют  тело  и  разум,  положительно  влияют  на  деятельность  мозга.  На  кистях   рук  расположено  множество  рефлекторных  точек,  от  которых  идут  импульсы  в  центральную  нервную  систему.  Массируя определённые  точки,  можно  воздействовать  на  внутренние  органы.  Так  массаж  большого  пальца  повышает  активность  головного  мозга.  Указательный  палец  связан с  желудком,  средний – с  кишечником.  Массаж  безымянного  пальца  положительно  сказывается  на  работе  печени  и  почек,  а  мизинца – на  работе  сердца.

«Рука  -  это  инструмент  всех  инструментов», -  сказал  ещё  Аристотель.  «Рука  -  это  своего  рода  внешний  мозг»,  -  писал  Кант.

Отечественные  физиологи  подтверждают  связь  развития  рук  с  развитием  мозга. Академик  В. М. Бехтерев  в  своих  работа  доказал,  что  простые движения  рук  помогают  снять  умственную  усталость,  улучшают  произношение  многих  звуков,  развивают  речь  ребёнка.  А  известный  педагог  В. А. Сухомлинский  утверждал,  что  «ум  ребёнка  находится  на  кончиках  пальцев».

Рука  имеет  самое  большое  «представительство»  в  коре  головного  мозга,  поэтому  именно  развитию  кисти  принадлежит  важная  роль  в  формировании  головного  мозга  и  становлении  речи. Именно  поэтому  осознанная  речь  ребёнка  начинается тогда,  когда  движения  его  пальчиков  достигают  достаточной  точности.  Ручки  ребёнка  как бы  подготавливают  почву  для  последующего  развития  речи. Технология  проведения  пальчиковых  игр: Педагог  выразительно  в  медленном  темпе  читает текст (это может быть сказка или стихотворение), синхронно  выполняя  движения  в  соответствии  с  текстом. Затем эти  слова  накладываются  на  мелодию.  Педагог  поёт  и  показывает  движения,  а  дети  повторяют  за  ним.

Предлагаю несколько пальчиковых игр, способствующих раскрепощению руки:

Игра «Прилетели  гули»

Цель:  Раскрепощение    руки  для  снятия  мышечного напряжения.

-Прилетели  гули,

Гули – голубочки.

(Дети  машут  руками)

- Сели  на  головку,

На  головку  дочке.

(Кладут  руки  на  голову)

- Ты,  моя  дочка,

Помаши  ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

(Размахивают  кистями  рук,  «прогоняя  гулю»)

Игра «Кот  мурлыка»

Цель:  Раскрепощение    руки  для  снятия  мышечного напряжения.

-Вот  кот  Мурлыка  ходит,

Он  всё  за  мышкой  бродит.

Лёгкими,  свободными  кистями  рук дети выполняют  движение  «кошечка».

-Мышка,  мышка,  берегись,

Смотри,  коту  не  попадись.

Грозят  пальчиком  левой  руки,  затем  правой «А-а-а- ам!

Делают  резкое  движение  пальцами  обеих  рук  сжимают  пальцы  в  кулаки.

Игра «Бабушка  и  очки»

Цель:  Научить  детей  делать  «колёсико»  из  пальцев  рук.

Педагог  произносит  слова:

-Бабушка  очки  надела

И  внучаток  разглядела.

Педагог  соединяет  большой  и  указательный  пальцы  каждой  руки  отдельно  в  «колёсико»,  прикладывает  к  глазам  и осмотрит  в  «очки».

Дети  повторяют.   Затем  встряхивают  кисти  рук  и  делают  «очки»  из  большого  и  среднего  пальцев.  Упражнение  повторяется  несколько  раз.

Игра «Мальчик-пальчик»

Цель:  Научить  детей  самомассаж пальцев с помощью поочередного  поглаживания  пальцев рук.

Педагог  произносит  слова:

Мальчик-пальчик,  где  ты  был?

(Поглаживают  большой  палец)

-Я  на  речке  братьев  мыл.

(«моют  ручки»)

-С  этим  братцем в  лес  ходил,

(Поглаживают  указательный  палец)

С  этим  братцем  щи  варил,

(Поглаживают средний палец)

С  этим  братцем  кашу  ел,

(Поглаживают безымянный палец)

С  этим  братцем  песни  пел.

(Поглаживают мизинчик).

Детям  очень  нравятся  пальчиковые  игры  с  пением.  Синтез  движения,  речи  и  музыки  радует  малышей,  что  позволяет  проводить  занятие  наиболее  эффективно.  Пальчиковые  игры  целесообразно  проводить  на  каждом  музыкальном  занятии  при  работе  с  дошкольниками.  Во время выполнения  игровых упражнений  необходимо  вовлекать,  по  возможности,  все  пальцы  руки.  Нужно  добиваться,  чтобы  все  упражнения  выполнялись  ребёнком  легко,  без  чрезмерного  напряжения  мышц  руки,  чтобы  они  приносили  ему  радость.  Каждое  упражнение  необходимо повторять  2-3  раза.  К  уже  выученным  упражнениям  постепенно  добавляются  новые.  Упражнения  для  пальчиковых  игр  подбираются  с  учётом  возрастных  особенностей.

Литература

Л. Алексеева  «Игровое  сольфеджио  для  малышей»  М.1998г

Е. Черенкова  «Развивающие  игры  с  пальчиками»  М.2007г

И. Каплунова,  И. Новоскольцева  Праздник  каждый  день»  С-Пб, 2007г

Просмотров: 651
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Рудь Наталья Геннадьевна. Опыт работы «Речь на кончиках пальцев»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Родительское собрание во второй младшей группе На тему: «Речь на кончиках пальцев».
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Клычкова Людмила Андреевна. «Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь