Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Скачать конспект
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движениям рук, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Учёные пришли к выводу, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать всё это надо научить ребёнка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, -пишет Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры.» Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф и т.д.
Шнуровка
На глазах слезинки- Ведь свои ботинки Шнуровать не может Маленький Серёжа.
Ты не плачь, Серёжа, Пальчики шнуровка Развивает ловко.
Помните, что малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Старшим детям задание можно усложнить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того, чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приёмы:
- Запускать пальцами мелкие волчки
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
- Играть с пластилином, глиной
Пластилин даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка.
Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом всё более похожие фигурки. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор- творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребёнка – среди вылепленных им образов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете понять характер своего малыша.
Сказки оживают
Кусочки пластилина Катает наша Зина, Шарики, колбаски И оживают сказки.
Пальчики стараются, Лепят, развиваются. Всё из пластилина Из пластилина овощи,
Из пластилина буквы. Смогу слепить без помощи Я даже торт для куклы.
Чашка
Пластилиновая чашка, Пластилиновое блюдце. Хорошо играть мне с ними, Ведь они не разобьются.
Червячок
Раскричался Петушок: -Чей ты, чудо-червячок? Клянусь, я тебя боюсь, Я сначала разберусь.
Может ты резиновый? -Нет, я пластилиновый, - Отвечает червячок. Удивился Петушок:
-Как же в лужу ты попал? -Серый зайка потерял. Он вчера меня слепил, Да случайно обронил.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто–то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу ( «дождик»).
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики».
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку, проволоку или леску.
Нитки-пуговицы
Для подружки – барсучихи, Всеми признанной портнихи, Зайка пуговиц собрал, Их на нитку нанизал.
Понесёт подарок свой Барсучихе дорогой.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
- Завязывать или развязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
Морские узлы
Навязать морских узлов Нет проблем для моряков. Я канат свяжу узлом, Если стану моряком.
- Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
Мальчиков наверняка увлечёт строгание по дереву детским рубанком, выпиливание. Под присмотром взрослых, играя, ребёнок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.
Мастер
К нам сантехник приходил, Кран на кухне закрутил. Мне понравилась работа, Я попробовать решил-
Ключ от ящика достал, Разных гаек там набрал, Целый вечер занимался И нисколько не устал.
- Игры с мозаикой, конструктором, кубиками.
- Складывание матрёшек.
- Игры с вкладышами.
- Рисование.
Рисование- занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще держит ребёнок в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Рисовать нужно различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.)
Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком в воздухе, на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и на асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
- Смятие, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Пальчиковая гимнастика.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый.
Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы: игры без предметов, с использованием атрибутики, игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Они обычно сопровождаются стихами и потешками, а это является основой, на которой формируется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и для запоминания стихов.
«Скакалочка» (упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты или производят круговые движения сначала в одну сторону, а потом в другую. Дети сопровождают движения словами, например:
Как у нашей Аллочки Новая скакалочка, Вертит быстро Аллочка Ручки у скакалочки.
«Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев). Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноимёнными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. С помощью ненапряжённых больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свёклу. При максимальном напряжении пальцев – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением ( «репка» — «свёкла» — «морковь» — «свёкла» — «репка» и т.д.) Выполнение движений можно сопровождать словами:
Выросла репка
Желтая и крепкая, И свёкла удалась, Поедим её вмиг всласть, И моркови урожай, Сладкой, сочной, собирай.
При многократном повторении упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных движений.
Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! С этой грядки- репку, С этой грядки – свёклу,
Здесь возьмём морковку. Положили? И опять Начинаем собирать. Здесь возьмём морковку,
За морковкой- свёклу, А теперь- и репку, Что сидит так крепко. Положили? И опять
Начинаем собирать. Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали.
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнения, делая его для ребёнка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.)
Пальчиковые игры с предметами. Это могут быть любые колпачки (шапочки) для пальчиков. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог).
«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу свои колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали пальчики (шапочки).» (Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)
- Показ при помощи рук различных изображений ( «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок.
- Игры со счётными палочками.
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
Далее предлагаем варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце — из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.
Ёжик
Пыхтя, тащил домой грибок Проворный маленький зверёк. Ни головы, ни ножек. Конечно, это ёжик.
Грибок
Шапочка на ножке Около дорожки. В мой просторный кузовок Полезай скорей, грибок.
Дом
Дом я строю во Вселенной. Есть в нём крыша и антенна, Есть в нём дверь и есть окошко, Пусть живёт в нём наша кошка.
Очки
Очки пропали у Гали. Весь день мы их дружно искали, А они на носу очень тихо Смеялись над нашей шумихой.
Ты, Галя, должна обязательно Стать хоть чуть-чуть внимательней.
Зонтик
Погода начала сердиться Весь день льёт дождик за окном. И чтобы мне не простудиться, Гулять я буду под зонтом.
Паруса
Помоги мне, ветерок, Паруса надуй, дружок. Пусть плывёт кораблик мой К папе с мамочкой домой.
Силач
Палочки я разбросаю, Снова в руку их возьму, Быстро силу набираю, Скоро гирю подниму.
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.) Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка- разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом ( «разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга».
- Выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур и д.р.)
- Набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые ёмкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1х1 см.
- Создание из ткани изображений и узоров из цветных нитей.
- Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки.
- Выкладывание изображения из семян на пластилиновой основе.
- Игры с крупами.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем переходите к рисованию узоров.
Предлагайте ребёнку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Выложите рисунок по схеме вместе с малышом, объясняя ему, что вы делаете. Попросите малыша сделать то же самое самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задания без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
Начинать эту игру надо так же, как и игру с пуговицами. После того как ребёнок научиться хорошо выкладывать рисунок по схеме, предложите ему повторить изображения по памяти.
Летом прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый, сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков- увлекательное занятие.
С удовольствием дошкольники играют в «археологов» — проводят раскопки в песке. Используя палочки, щётки малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные воспитателем или родителями «древние клады», мелкие игрушки.
- Игра «Чудесный мешочек» направлена на развитие тактильных ощущений, т.е. определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). С детьми 3-5 лет работа начинается с рассматривания объектов. В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависимости от поставленной задачи (от 5 до 8 предметов). Задания:
- достань расчёску (карандаш, зубную щётку)
- достань металлический (бумажный, пластмассовый) предмет
- достань предмет квадратной (треугольной, круглой, овальной) формы.
Таня и Мишка
Таня с Мишенькой играла, Мише глазки завязала. Лапку сунула в мешочек: - Не упрямься, мой дружочек.
Что в мешочке, отгадай?! Мишка заревел: — Ай, ай! -Что ты, мишенька, ревешь? - Отгадал! В мешочке ёж!
Обобщая вышесказанное, нужно отметить, что предметно-развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста необходимо оснастить:
- мозаикой (мелкой и крупной), пирамидками, наборами коробочек для собирания в них мелких камешков, для хранения круп
- наборами пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук)
- наборами колец различной величины для нанизывания их на стержень
- цветными клубочками ниток для перематывания
- пособиями по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков
- наборами верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков
- наборами мелких игрушек для развития тактильного восприятия
- дощечками с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камушков
- пластмассовыми и деревянными палочками для выкладывания узоров по образцу.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, широко применяются в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр.
Мы надеемся, что, выполняя с детьми интересные задания, вы лучше узнаете своих детей, поможете развить их способности, увлекательно проведёте время, общаясь со своими любознательными непоседами.
|