В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Именно поэтому, я из подручных материалов сделала развивающие игры, которые направлены и на развитие мелкой маторики, и развивает все психические функции. Деткам игры очень нравятся, играют в них с удовольствием, потому что это ярко, ново, интересно и необычно!
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.
Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии — и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
Скачать конспект
Например:
Игра "Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны — тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра "Травушка-муравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, дети приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова.
Игра Найди прищепку"
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие — сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
Игра "Цветочки"
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое.
И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела.
Игра Волшебные крыжки.
Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития маторики ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит цвета. Для достижения разных целей можно сделать различные игры.
Игру несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество. Для основы понадобится лист оргалита. Также приготовьте горлышки с крышками от пластиковых бутылок. Хорошо, если они будут разного цвета и размера. Потом на листе надо будет вырезать отверстия для горлышек. Вставьте горлышки в отверстия так, чтобы с лицевой стороны на него можно было закрутить крышку. Закрепить горлышко можно с помощью клея.
Чтобы ребенку было интереснее играть, придумайте какой-нибудь сюжет для игры, например по морю плывет корабль, светит солнце, летают птички. Под крышки можно «поселить» разных персонажей- нарисовать или наклеить картинки;
Едет поезд, растут деревья,, бегают животные; машина едет по дороге, светофор. Картинки можно сделать из аппликации, а колеса, окна, сигналы светофора –из крышек. Картинку можно дорисовать фломастерами или дополнить наклейками. А чтобы игра служила дольше, обклейте картинки скотчем.
Также эта игрушка будет полезна для изучения цветов. Для этой цели можно наклеить цветы разного цвета и подобрать к каждому по цвету сердцевину. Формировать цветовое восприятие можно и с простыми крышками, сортируя их по цвету. Возможно использовать разноцветные крышки вместо мозаики и составляя из них разные картинки и узоры.
игра"Волшебные резиночки".
На её создание меня подтолкнули возрастные особенности детей 3-4 лет. В детском возрасте крайне важно развивать моторику. Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Преимущества этой игры очевидны: простота, многофункциональность, доступность. Материалы для этой игры легко найти, и они абсолютно безопасны. Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей.
Цели и задачи: Развитие мелкой моторики рук ребенка. Закрепление основных цветов и знаний разнообразных видов геометрических фигур, линий. Учить дошкольников фантазировать.
Создание игры: Нужна обычная банковская резинка, (можно использовать разноцветные резиночки для волос), дощечка квадратной формы и канцелярские гвоздики с цветными пластмассовыми головками. Втыкаем гвоздики в дощечку по определенным правилам, чтобы натянутая резиночка образовала, например квадрат на гвоздиках красного цвета и т. д. Можно придумать много предметов, натягивая резиночки. Если наклеить на дощечку различные картинки, или использовать маленькие объёмные фигурки животных, то вариантов игры станет больше. Можно, например, сочинить сказку и т. п. Дальше ваша фантазия подскажет как применить эту игру.
ИГРА ВОЛШЕБНАЯ ДОСКА!
Каждый ребёнок будет в восторге от этого набора замков. Игра "Доска с замочками" развивает мелкую моторику рук, знакомит малыша с окружающим миром и спасает дверные замки от поломок.
Дверцы домиков можно отпирать и запирать с помощью замочков. Крепятся двери на настоящих металлических петлях. В каждом домике скрыт сюрприз! Где-то живет лошадь, где-то гусь, а кое-где собаки или корова. На крышах домиков написаны названия этих животных. Любому ребенку, посмотрев на доску с домиками, захочется открыть все дверцы и узнать, кто живет в домиках. Но для этого нужно справиться с замком на двери. Интерес и любопытство побуждают детей проявлять чудеса сообразительности. Не мешайте ребенку и не давайте советов, любой ребенок со временем сможет открыть все замочки на доске. Если ребенок сделает это сам, без помощи и подсказок взрослых, он будет очень рад и доволен своим достижением.
Чтобы ребенку не стало скучно, на каждой дверце стоит свои особенный замочек, не похожий на остальные.
Когда все замочки открыты, ребенку нужно будет догадаться и как закрыть их обратно. Дети, начинающие познавать мир, готовы очень долго сидеть над Доской с замочками, открывая и закрывая все дверцы.
Игра с Замочками является разносторонне развивающим материалом. Занятие, за которым ребенок может провести достаточно длительное время, тренирует усидчивость ребенка и способность к концентрации внимания на объекте и процессе. Манипуляция с деталями замочков развивает мелкую моторику рук. Освоение механизмов знакомит ребенка с окружающим миром и дает основы безопасного обращения с дверями и замками.
Играть в Доску с замочками ребенок может совершенно самостоятельно, без присмотра взрослых. Доска с замочками отлично подойдет для игры дома или в детском саду
|