Авторы:
Молодых Оксана Владимировна, воспитатель МБДОУ №4 «Василёк», г. Старый Оскол, Белгородская область
Алисова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ №4 «Василёк», г. Старый Оскол, Белгородская область
Современное воспитание детей раннего дошкольного возраста во многом отличается от воспитания, которое было традиционным 20-30 лет назад. Иногда результаты таких разных подходов поражают педагогов, имеющих большой опыт работы. Давайте поразмыслим, такими ли уж безнадёжно устаревшими являются традиционные взгляды «немодных» советских педагогов и насколько оправданы новые приоритеты современного воспитания детей.
Приведу простой пример из жизни. Однажды на родительском собрании в детском саду одна из мам рассказала:
- По соседству с нами живёт молодая семья, в ней растёт пятилетний сын. Когда мальчик приходит к нам в гости, то дом сразу наполняется криком и беготнёй… Вещи покидают свои привычные места. И кажется, что нет ни одного запретного уголка для вездесущих рук малыша. Его мама спокойно наблюдает, как сын в чужом доме переворачивает всё вверх дном. Однажды ребёнку сделали замечание, но тот, поглядывая на маму, сказал уверенно: — А мама разрешает!
Мать всем видом дала понять, что ей не довольна тем, что её сыну сделали замечание и заметила: — Он у нас активный. Мы считаем, что ребёнок в семье должен вести себя раскованно. Мы не сковываем его свободу.
Эта казалось бы вполне обычная ситуация вызвала обсуждение среди родителей. Другая мама рассказала о своём видении ситуации: А мы с мужем и бабушкой приучали сына и дочь к слову «нельзя» чуть не с пелёнок. Ещё сидя на руках у взрослого, малыш усваивал, что нельзя замахиваться на маму, дёргать её за волосы, лезть пальцем в глаза. И позднее, когда ребёнок начал сам передвигаться по комнате и пытался взять бабушкины очки или хрупкую вазу, то наше «нельзя» всегда его останавливало. Постепенно ребёнок уже мог действовать осознавая, что пить горячий чай ещё нельзя – обожжёшься — и надо подождать немного и тогда будет можно; что нельзя кричать, потому что бабушка отдыхает, а можно тихо поиграть.
Вот два взгляда родителей, которые, несомненно, любят своих детей. Кто же из них прав? Давайте обратимся к словам А. С. Макаренко: «Ребёнок в младшем возрасте должен бесприкословно слушаться родителей. Ибо если он не послушен сейчас, то совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Ещё одна мысль этого же педагога, что у детей «необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжение воспитателей. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае тратится на капризы, упрямство, своеволие».
Сейчас подобные взгляды кажутся чем-то далеко отставшим и несовременным. Современные методики, такие как идеи воспитания Марии Монтенссори, отвергают столь жёсткие рамки и предлагают практически полную свободу действий детям. Дети действительно радостно воспринимают такой стиль воспитания. Однако не стоит забывать, что работала Мария Монтенссори в основном с умственно – отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребёнка и «особого» несколько отличаются. Декларируемый тезис о предоставлении полной свободы находится в явном противоречии с жёсткой регламентацией воспитательной деятельности детских общеобразовательных учреждений. Правильнее будет сказать, что подобные методики больше подходят для домашнего воспитания или достаточно немногочисленных групп детского сада. В реальных же условиях, когда в группе фактически пребывает 20-25 детей довольно сложно осуществить методы, провозглашающие свободный стиль воспитания.
Как же быть современным родителям? По какому пути идти? Как общаться со своим ребёнком? Хотелось бы сказать, что в первую очередь нужно понимать и чувствовать своего ребёнка. Дети спокойные от природы и дети гиперактивные (которых становится всё больше и больше), требуют разного подхода. Поэтому прежде чем отдать своё дитя в детский сад, подумайте, насколько ваш ребёнок способен подчиняться общим правилам и нормам жизни в коллективе. Ведь ребёнок в семье зачастую единственный. А в группе детского сада он будет частью общей системы хотят ли того родители или нет. И наверно самое главное, чтобы педагогические взгляды родителей не шли в разрез с требованиями детского учреждения. Другими словами, родители сами должны осознать, что находясь в обществе, и им и их ребёнку придётся уживаться с общепринятыми нормами поведения. Поэтому если родители планируют отдавать ребёнка в детский сад, то стоит постепенно приучать его к пониманию и осознанию того, что есть рамки, которые нельзя нарушать, и естественным образом воспитывать дисциплину дома в семье.
|