Педагог: Приказчикова Наталия Валентиновна МБДОУ «Детский сад №132», г.Череповец, Вологодской области.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Скачать конспект
Актуальность:
Лесная красавица ель издавна считается символом новогодних праздников, и многие по традиции украшают свой дом именно живым деревом. Но в среднем не более чем через две недели ёлка становится ненужной, и тогда её безжалостно выбрасывают на улицу. А ведь своими заснеженными еловыми лапами она могла радовать окружающих на протяжении всей зимы. Если не задуматься об этом сейчас, возможно ель в скором времени попадёт на страницы Красной книги.
Так, в рамках экологического воспитания детей 3-х лет в нашей группе был разработан проект, в преддверии Нового года «Чтобы ёлку не рубить, можно ёлку смастерить».
Проблема проекта: Каким образом предотвратить вырубку молодых елей под Новый год? Попробовать донести информацию до сознания родителей, что можно купить искусственную ель, которая, кстати говоря, хоть и стоит в несколько раз дороже срубленной в лесу ёлки, но может служить на протяжении многих лет. При этом, во время изготовления такой ели не страдает ни одно живое дерево! Тем не менее, взрослые стараются на этом сэкономить и приобретают настоящие хвойные деревья, а через пару недель после нового года все дворы, улицы города завалены выброшенными после праздника елями.
Цель проекта: Привлечение внимания жителей микрорайона (дошкольников, их родителей, общественности) к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников.
Задачи:
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
- развивать у детей познавательный интерес к миру природы;
- развивать у детей и взрослых умение правильно взаимодействовать с природой;
- способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели;
- формировать эстетическое отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении (на участке, в лесу)
Вид проекта: познавательный (творческо – игровой), краткосрочный.
Участники проекта: педагог второй младшей
группы № 10, музыкальный руководитель, дети 3 – 4 лет и их семьи.
Время проведения: декабрь – январь
Ожидаемые результаты: Научить детей и взрослых понимать и правильно взаимодействовать с природой; сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, ко всему живому, умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе.
Подготовительный этап
- Сбор информации о ели (история, польза, иллюстрации, стихи)
- Составление плана мероприятий для родителей и детей
- Целевая прогулка детей к ели на территории детского сада
- Разучивание стихов, музыкального материала о ели
- Изготовление родителями с детьми елок — самоделок
- Индивидуальные экскурсии детей с родителями (побуждение родителей к рассматриванию вместе с детьми красавиц-елей в торговых залах города, на площадях)
Основной этап
Для родителей:
- Подбор литературы по теме: «Самое любимое дерево», «А знаете ли вы?», «Скоро, скоро Новый год»
- Совместные прогулки родителей с детьми в парки нашего города.
- Принятие участие в экологической акции «Елка своими руками»
- Оформление уголка для родителей: «Как выбрать в магазине Новогоднюю ёлку»
Для детей:
- Создание условий для исследовательской и творческой деятельности: «Что такое хвоя», «Польза хвои для живой природы»
- Продуктивная деятельность детей с хвоей: «Колючая елочка»
- Акция: «Не рубите елочку!» — художественное творчество детей
- Показ видео – презентаций: «Сказка про елочку», «Елочка – красавица», «С кем дружит ель?», «Зимняя сказка»
- Экскурсия детей к елочке на территории детского сада
- Беседа с детьми о необходимости сохранения елочки и способах ее замены
Дидактические игры:
«Найди сходства и различия», «Угадай какое дерево», «С какой ветки детки?», «Собери елочку», «Третий лишний», «Сделаем бусы на елку»
Подвижные игры: «Раз, два, три, к елочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили»
Сюжетно- ролевые игры:
«Прогулка в лес», «Нарядим елку к Новому году», «Встретим Новый год»
Связь с другими видами деятельности:
(Интегрированные занятия.)
Развитие речи — экология “ Наши лесные друзья — деревья”
Развитие речи — рисование “Ель– красавица наших лесов”
Экология — рисование “Путешествие в хвойный лес”
Физкультурное — окружающий мир “По заснеженным дорожкам”
Художественная литература — музыка “Встретим новый год”
Познание (ФЭМП) — ручной труд “Разные елочки”.
Заключительный этап
Детско-родительское мероприятие:
- Изготовление елочки из бумаги родителями с детьми способом аппликации.
- Рисование и украшение елочек на бумаге.
- Исполнение танцев и песен детей у елочки.
- Нарядим маму в елочку.
- Совместные хороводы детей и родителей вокруг «мам-елочек».
Подведение итогов по проблеме:
- проведение диагностики: Проводя опрос родителей, на 2016 год 25% семей на Новый год использовали живые ели. Работа над проектом на 2017 год помогла убедить родителей не использовать живые ели. И как результат 100% семей справляли праздник с искусственной красавицей.
- мониторинг реализации проекта. Результатом проекта стало: приобретение и использование родителями искусственных елок в новогодние праздники в каждой семье нашей группы.
Вывод
- Таким образом, проблема вырубки хвойных деревьев, актуальна каждый год, но проявив немного доброты, творческого мышления, фантазии, Вы можете удивить не только себя, но и Ваших детей, спасая живые елки.
Литература
- Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников, Волгоград, 2008
- Шарыпина Т. А.Беседы о русском лесе, Москва, 2010
- Горощенко В.П. Природа и люди. Москва, «Просвещение», 1976
- Плешаков А. А. Зеленые страницы. Москва «Просвещение, 1994
- Ресурсы Интернета, журналы, газеты
|