Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»

Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»

Разработала: Воспитатель Кочина Ирина Алексеевна Нижний Новгород 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 439»

1. Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения, создаются нормативно-правовые документы. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

 

Скачать конспект

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

1. 1. Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

  • осознание ребёнком себя как части природы
  • воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий
  • формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость
  • понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать
  • формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды
  • усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями)
  • формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство — самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

1. 2. Идея проекта.

В связи с этим мною был разработан долгосрочный проект, был подобран методический материал и создана разнообразная эколого — развивающая среда, являющаяся носителем формирования основ экологического воспитания, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

1. 3.Новизна инновационного проекта

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини — проекты), выстроенной согласно датам «Международного экологического календаря». Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенность детей и родителей в жизнь группы. Используются новые, увлекательные технологии, которые могут обеспечить включенностью, дающую бесспорные положительные результаты.

1. 4. Тип проекта

  • познавательно – исследовательский,
  • практико – ориентировочный,
  • долгосрочный.

1. 5. Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: 2018-2019 год.

1. 6. Адресация проекта. Участники проекта.

Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ «Детский сад № 439» с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей.

Участники проекта: педагоги, дети, родители МБДОУ «Детский сад № 439»

2. Целеполагание.

2. 1. Цель:

  • формирования основ экологического воспитания, экологического сознания, экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста, как начального этапа формирования личности человека.

2. 2.Задачи проекта.

  • образовательные: формировать знания об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы
  • развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать
  • воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально — положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

3. Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются:

  • экологические знания, основы экологического воспитания
  • сознание важности природоохранных мероприятий
  • навыки правильного поведения в природной среде
  • чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе
  • эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно * творческой деятельности.

У родителей:

  • расширятся знания по экологическому воспитанию детей
  • повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы
  • гармонизируются детско-педагогические отношения
  • повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

  • повышение профессионализма
  • внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

4. Стратегия реализации проектной идеи.

  1. этап. Организационно-подготовительный.
  2. этап. Основной. Реализация проекта.
  3. этап. Обобщающий
  4. 1. Организационно — подготовительный этап.
  • Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  • Анкетирование родителей.
  • Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  • Составление плана реализации проекта.
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Поиск различных средств достижения целей;
  • Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  • Создание дидактического и методического материала

1. 4. Основной этап (деятельный — реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  • Работу с детьми.
  • Работу с родителями.

Работа с детьми:

  • непосредственно — образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная — речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно — исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, и т.д.
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок и, викторина, «Что, где, когда, почему?»

Социально — коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

  • сюжетно-ролевые игры
  • дидактические игры
  • развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
  • театрализованные игры. интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда, почему?» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, и т.д.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

  • уход за растениями и посадками в группе
  • создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями
  • поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.

Художественно — эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно — модельная деятельность.
  • Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно — оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

  • спортивные, подвижные игры
  • спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

природоохранных акции на тему:

  • «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
  • «Огород круглый год»
  • «Аптека на подоконнике»
  • «Цветы в нашей группе»
  • «Сохраним подснежник»
  • «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
  • «День без автомобиля»
  • «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (благоустройство территории детского сада).
  • «Подарим бумаге вторую жизнь – сохраним дерево»
  • «Посади дерево и сохрани его»
  • «Спасем елочку»
  • «Не жгите траву».

Выставок творческих работ на тему:

  • «Дары осени»
  • «Природа и творчество»
  • «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!»
  • «Цветущий май»
  • «Воздух вокруг нас»
  • «Чудеса из дерева» и т.д.

Работа с родителями:

  • проведение анкетирования «Экологическое воспитание детей в семье»
  • родительское собрание «Войди в природу другом»
  • Консультация: «Задачи экологического воспитания в семье и их реализация»
  • родительское собрание КВН «Тайны природы»; «Воспитание любви к природе»
  • Беседа «Экологическая почта»
  • Выпуск экологической газеты «Мир, в котором мы живем»
  • проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»

семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

  • оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»
  • оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания, создание буклетов экологической тематики
  • Участие в выставке поделок
  • привлечение к участию в природоохранных акции
  • проведение праздников, развлечений
  • привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

4. 3. Третий этап – заключительный.

  • Презентация проекта.
  • Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.
  • Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
  • Создание выставки методического и творческого материала.
  • Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм — передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).

Дети:

  • освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой
  • сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий
  • повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям
  • у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

  • родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
  • принимают активное, живое участие в жизни группы;
  • проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
  • проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
  • осознают особенности организации психолого — образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

  • личностный и профессиональный рост; самореализация.
  • приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

6. Заключение.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в формировании экологических основ воспитания детей.

7. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.

Отчет о реализации проекта (письменный, устный, открытое мероприятие, видеофильм, презентация и др., выступление на педсоветах, работа вне дошкольного учреждения).

8. Список литературы:

  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
  • О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
  • Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера М2010
  • Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2
  • Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001г.
  • О.Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. — 2-е изд., стереотип. / Волгоград: Учитель, 2008г.
  • В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г.
  • В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г.
  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа; в 2ч — О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
  • Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
Просмотров: 2103
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Царегородцева Татьяна Владимировна Никитина Ирина Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЛЕС — это экосистема, от которой напрямую зависит наша жизнь»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Атяшева Вера Дмитриевна. «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
  • Шепелева Олеся Владимировна. Игровая деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
  • Каликанова Ольга Александровна. Сказка «Пых» на новый лад для презентации экологического проекта «В огородном царстве, в овощном государстве»
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Фаттахова Елена Владимировна. Образовательная деятельность с элементами экологического воспитания во второй младшей группе «Рыбка»
  • Иванова Зоя. План реализации муниципального проекта «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА» 2018-2019 учебный год
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • Смирновская Кристина Владимировна Сомко Елена Евгеньевна Рубан Льдмила Аркадьевна. Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной социализации детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Педагогическ
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь