Позднякова. А.С., Студентка 31до группы специальность 44. 02. 01 Дошкольное образование
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Еще двадцать лет назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что легче сформировать экологические знания, но значительно труднее воспитать отношение. Следовательно, нужны такие методы обучения и воспитания, которые бы в единстве решали познавательные, нравственные и эстетические задачи. Взрослые должны научить ребенка при общении с природой в конкретных ситуациях предвидеть последствия своего отношения к ней и на основе этого поступать так, чтобы не наносить ей вреда. Постепенно будет складываться способность давать мотивированную оценку поведению в природе сверстников, взрослых, своему собственному. У детей сформируются правила поведения в природе. Эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения в природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является игры: дидактические, настольно-печатные, игры с предметами. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В экологических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изодеятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Список литературы
- Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников». – М., «Вако», 2007.
- Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. — Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. — М.: 2006
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми». – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер — М., 1988.
|