Экологическая проблема сегодня стала одной из важнейших проблем в современной педагогике, а экологическое образование считается приоритетным направлением воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. И у этого есть несколько причин. Во-первых, планета Земля — наш дом, и бережное и заботливое отношение к нему, а также сохранение целостности природного мира – это залог выживания человечества. Во-вторых, знакомство ребенка с окружающим миром и приобщение его к природе наилучшим образом позволяет приобщить ребенка к красоте и гуманности. Ну а в–третьих, детство является очень ответственным возрастным периодом в жизни человека, когда формируются основы отношения ребенка не только к окружающему миру, но и к самому себе и другим людям.
Почему же эта проблема экологического воспитания актуальна именно для дошкольных учреждений? Детский сад является начальной ступенью к знакомству и изучению ребенком «азбуки природы». Детям необходимо научиться ориентироваться в окружающем их мире, беречь природу, а также научиться приумножать ее. Именно поэтому формирование экологических представлений у детей является одним из приоритетных образовательных направлений нашего детского сада.
Важно отметить, что экологическое воспитание является достаточно новым направлением, которое отличается от традиционного знакомства детей с природой. И обеспечение реализации данной задачи в ДОУ возможно лишь при условии создания системного подхода в образовательной деятельности.
Нельзя решить экологические проблемы без системы непрерывного экологического образования. А воспитание не станет экологическим, если уже в ранних лет детям не прививать правила обращения с животными и растениями. Дети должны с младшего возраста понимать, что домашним животным, как и птицам на улице нужна еда, а комнатным растениям вода. И конечным результатом экологического образования в ДОУ как раз является правильное отношение детей к животному и растительному миру, способности и желания жить в гармонии с этим миром. Детям важно с раннего возраста внушать, что любить и беречь природу – означает творить добро. И достигается такой путем совместной деятельности со взрослыми — как воспитателями, так и родителями. Если ребенок не будет знать ничего о том, что происходит за пределами квартиры или стен детского сада, реализация экологического образования будет невозможна.
Эффективным методом реализации данной задачи является игровая деятельность.
Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности ребенка и инструментом для познания окружающего мира. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Благодаря игре он готовится к взрослой жизни через восприятие представленных в игре правил. Игра является самым привлекательным видом деятельности для ребенка. Через нее происходит эмоциональное развитие детей, которое напрямую связанно с отношениями. Ведь в каждой пережитой игровой ситуации ребенок получает собственный эмоциональный опыт. Кроме того, в игре дети учатся необходимому поведению, строить взаимоотношения, а также соблюдать установленные правила,
Через игру с животными и растениями и животными дети изучают многообразие живого мира, учатся замечать настроение животных, запоминают их особенности, особенности поведения, а также получают необходимые навыки общения и обращения с ними. Благодаря тому, что в процессе игры ребенок решает свои собственные игровые задачи, а не задачи, поставленные ему взрослыми, сама по себе учебная деятельность для него самого проходит незаметно. Также игровая деятельность в экологическом воспитании способствует формированию бережного отношения к окружающей природе — у детей появляется желание заботиться и помогать всем нуждающимся в помощи, а также беречь и сохранять все, что их окружает.
Игры в рамках экологического воспитания можно условно разделить на несколько групп:
- Ролевые экологические игры. Игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности.
- Имитационные экологические игры. Эти игры основаны на моделировании экологической деятельности.
- Соревновательные экологические игры. Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений.
- Игры – путешествия.
Благодаря таким играм дети расширяют собственные знания о мире, учатся правильно относиться к всему окружающему и стремятся больше узнать.
5. Дидактические игры.
Это могут быть игры различного характера: развивающие игры, речевые, математические и т.д.
6. Игры с природным материалом.
Такие игры позволяют детям осознать себя частью окружающего мира, у них формируется представление о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
|