Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников

Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольниковКак прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведенье в отношении необратимых процессов, происходящих в природе. Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой природой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воду и воздух, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы . Человек стал заложником порожденного им научно-технического прогресса . Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать не только россиянам.


Именно поэтому так важно у наших дошкольников заложить основы бережного и ответственного отношения к природе, ее ресурсам, достижениям цивилизации, созданными умом и руками человека. Экологическое образование дошкольника поможет решить проблему экологически грамотного отношения к окружающему миру. Нужно учить детей вести себя в соответствии с законами природы. Они должны знать, что все в этом мире взаимосвязано. Вредишь природе – наносишь ущерб себе. Экологическое невежество дорого обходится людям. Рождение больных детей, выпадение кислотных дождей, загрязнение Волги и Байкала, Чернобыль – список можно продолжать. Задача взрослых подготовить детей к разумной жизни. Воспитание экологической культуры невозможно без системы знаний, понимания закономерностей, существующих в живой природе, взаимосвязи и взаимозависимости, существующей между живой и неживой природой, практических умений, потребности в экологически оправданном поведении.
1.    Значение взаимодействия человека и природы.

 

Экология как самостоятельная научная дисциплина с самого начала ставила перед собой задачи комплексного характера. Так, заслуга немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля (1834 – 1919), с именем которого связан первоначальный смысл термина «Экология», состоит в преодолении изолированности организма и среды, в постановке перед экологией задач изучения взаимоотношений организмов со средой обитания и друг с другом.
Очевидно также, интегрированные процессы современной научной картины мира особенно четко выражены в современной экологии, которая расширив пределы своего исследования от отношения «Организм – среда» к отношению «Человек – природа» вплотную приблизилась к постановке проблем, относящихся ранее к компетенции философии, истории, природоохранительной юриспруденции, этике, эстетике, педагогике и других наук.
Синтез наук о природе с науками об обществе позволяет по-новому подойти к пониманию отношения «Человек – природа», которое занимает центральное место в современном экологическом анализе. Решение глобальных экологических проблем современности, угрожающих человечеству катастрофой, невозможно без восстановления нарушений гармонии во взаимоотношений человека и природы, основанной на знаниях о законах функционирования природы и человеческого общества. В связи с этим вопросы экологического образования приобретают особую значимость и актуальность.
Принципиальное значение для педагогической практики имеет формирование у дошкольников экологических представлений о взаимодействии человека и природы, выявление и обоснование педагогических условий эффективности данного процесса. Не отрицая позитивного опыта в предшествующем изучении отдельных сторон данной проблемы (А.Н,Захлебный, И.Д.Зверев, И.Р.Колтунова, Л.В.Моисеева, П.Г.Саморукова, И.Т.Суравегина и другие), многие теоретические и практические аспекты проблемы формирования экологических представлений о человеке как о биосоциальном существе, среде его обитания, их многообразном взаимодействии остаются недостаточно разработанными, что адекватно отражается в практике экологического образования.
В связи с этим формирование представлений, а не понятий, отвечает возрастным особенностям детей, активным развитием у них наглядно-образного мышления, а также необходимости воспитания эколого-эстетического мировоззрения, включающего в себя систему эмоционально-окрашенного знания о природе, человеке и их взаимодействии.
Опираясь на данные психологических исследований (Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготский, Л.С.Венгер, В.С.Мухина и др.), необходимо рассматривать особенности формирования экологических представлений у детей 6-7 лет, так как в этом возрасте дошкольники уже имеют достаточно разнообразный опыт общения с природой и людьми, у них развиваются начальные формы логического мышления.
В методологическом и теоретическом отношениях изучения проблемы должно опираться на фундаментальные положения философии, естествознания, биологии, социологии, истории, психологии и педагогики о единстве природы, человека и общества, об интеграции знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности и др. теория и практика формирования у дошкольников экологических представлений о взаимодействии человека и природы могут быть раскрыты только во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Карпова Галина Николаевна
учитель-логопед МБДОУ №3 "Аленушка" п. Джалиль Сармановский район РТ

Просмотров: 783
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Евгения Гусельникова. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений, знатоки природы «Поле чудес»
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Савина Наталья Анатольевна. Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Степанова Валентина Викторовна. Проект формирования первичных представлений об особенностях природы
  • Лупинос Людмила Владимировна. Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Коломыльцева Галина Витальевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений «Что мы знаем о воде» (средняя группа)
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса».
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Методические рекомендации по оборудованию уголка природы и оформлению календарей природы.
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Любовь Горохова. Консультация для воспитателей тема: «Формирование экологических понятий у детей дошкольного возраста»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Герман Наталия Александровна. Методические разработки по формированию элементарных экологических представлений. Перспективное планирование дидактических игр. Подготовительная группа.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь