Подготовил воспитатель МБДОУ №16 г.Ленинска–Кузнецкого Кемеровской области Горохова Любовь Васильевна Дошкольное детство - важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, формирование элементарных экологических понятий, развития многогранных отношений дошкольника к природному окружению, способствующий становлению экологически грамотной личности. Экологически грамотная личность должна обладать экологическими знаниями, оперировать экологическими понятиями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирования экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории ( имеющих, поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия. в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему, и стать основой развивающего взгляда на природу и отношение к ней.
Проблемой экологического воспитания дошкольников занимались такие ученые, как: Э.И. Залкинд, А.Н. и В.Н. Захлебных, Н.Н. Кондратьева, Л.А. Парамонова, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, М.М. Харшани. Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентированный на биоэкологию и ее ведущие понятия, выдвигает необходимость создания определенных педагогических условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении ДОУ составляют развивающую экологическую среду, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей и используется при формировании экологических понятий. Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В дошкольном учреждении могут находиться любые растения и животные, если они: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые, колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); неприхотливы, т.е. не требуют специального содержания и ухода. В детском учреждении главное внимание уделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания. Четкое соблюдение подхода к оборудованию зоны природы в ДОУ позволит детям увидеть: - неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; - морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; - появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; - специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; - многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой. Растения и животных, находящихся в дошкольном учреждении, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологические пространства" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад. На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Можно создать мини-ферму, фитополяну, "уголок нетронутой природы", экологическую тропу, "хвойный бор", фруктовый сад и огород, площадку природы - эти "экологические пространства" могут активно использоваться при формировании экологических понятий. Создание стационарной экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию "экологических пространств", их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом формирования экологических понятий: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о "братьях меньших" - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, когда она выполняется совместно взрослыми и детьми. Среди разнообразных методов формирования экологических понятий дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое. обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность (метод моделирования). Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изображение воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Поэтому формирование экологических понятий у детей дошкольного возраста следует применять целенаправленно и с конкретными познавательными задачами.
|