Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Автор: Т.М. Гаврилова — воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко», село Илек, Оренбургская область

С. Илек, Оренбургская обл., ул. Есенина 2Б, кв. 24, индекс – 461350

Тел.: 89225315958 Электронная почта: gavr. nihrutka@yandex. ru

Краткая аннотация статьи

В данной статье освещается опыт формирования представлений об объектах мира природы в процессе творческой деятельности дошкольников.

Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников в ДОУ является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста. Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.

Вся работа в детском саду строится через игру и творчество. Ребенок познает окружающий мир, замечает изменения в природе, новые игрушки, необычную расстановку мебели в групповой комнате – одним словом все, что вокруг него — через игру. Именно в процессе игры, он учится выражать свои эмоции, применять свои знания. Со своими воспитанниками с младшего дошкольного возраста в образовательном процессе главную роль отдаю наблюдениям. И не просто наблюдениям, а учу замечать всё, что происходит вокруг ребенка – ведь это интересно! Начиная с элементарного, и приходя в старшем дошкольном возрасте к более объстрактному. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа- источник для творчества. Если выглянуло солнышко, значит будет тепло и погода солнечная; если изменилась погода, значит наступает другое время года, или это характерное изменение для нашего климата; пошёл дождь, значит будут грибы… Прививать детей к наблюдательности интереснее и забавнее через наблюдения за миром природы. Ведь мы можем видеть яркие картины в любое время года, ощущать конкретные явления в природе, а сколько красок в мире природы!

 

Умея наблюдать и видеть всё вокруг себя, даже на обычной прогулке на территории участка группы, или экскурсионной прогулке за пределами детского сада, ребята получают столько знаний, что потом творческие порывы сами захватывают ребят – дети рисуют, сочиняют сказки, рассказы…

Замечая всё вокруг, ребенок начинает пространственно мыслить, воображать, делать умозаключения, строить догадки, в старшем дошкольном возрасте ребята уже могут дискутировать, и приходить к единому мнению. При таком подходе к образовательному процессу и воспитателю легче строить образовательную деятельность – не навязывать знания, а всего лишь изменить расстановку растений в уголке природы, или же выставить микроскоп в зоне экспериментирования и дети сами обратят на это внимание, и задут вопросы, на которые сами же потом с помощью воспитателя и ответят, ненавязчиво получив новые знания, опыт. Да и такие ребята активны, любознательны, способны логически мыслить, ярко воображать, у них теряется комплекс «стеснения» в творческой деятельности, например, в выступлениях, при театральных постановках, у них обычно хорошо развита связанная речь. И вот когда у ребенка горят глаза, ему интересно, его захватывают эмоции, он готов что-то творить, внести свое что-то в мир, который его окружает, именно в этот момент начинается его творчество.

Творческая деятельность сопровождает нас на протяжении всего дня в детском саду, играя, мы творим и на занятии, и при предварительной подготовке к нему, и на прогулке, и в режимные моменты. Особое внимание в творческой деятельности уделяю рисованию и художественно-речевому творчеству.

Именно в рисунке ребенок может точно отобразить предмет, его форму, размер, положение, или какое-либо явление, а также выразить отношение к нему. С помощью рисунка ребенок самостоятельно передает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах. В изобразительном творчестве дошкольник реализует свои фантазии и эмоции. Через рисунок можно понять, что больше нравится детям при изучении мира природы, какие впечатления более яркие, и что надолго останется в памяти. Анализируя цвета, которые ребенок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует. Такие «диагностические» наблюдения воспитателя помогают в планировании образовательной деятельности, а также в системе индивидуальной работы. Поэтому рисуют дети часто, много, опираясь на знания, эмоции и опыт. Рисуем, конечно, не только акварелью или гуашью, восковыми мелками, пастелью, но и нетрадиционными материалами. Для этого в нашей группе имеется песок, для изобразительных искусств, мягкий пластилин, контейнеры с природным материалом (шишки, крылатки, листва, желуди, камушки, ракушки) – всем этим ребята рисуют.

Рисование пластилином мы используем для того, чтобы ребенок видел многообразие цветовой гаммы в природе, умел соотносить цвета и ситуации по проблемной задаче. Например, рисуем прогулку в парк, которую мы совершили в первую половину дня. Ребенок сразу же устанавливает связь – прогулка сегодня – сейчас осень – использую различные оттенки пластилина (которые присущи этому времени года); или вчера читали рассказ

Г. Снегирева «Зайчонок», ребята изображают зайца, непросто, а вспоминая, что действия развиваются в летнее время года, и применяют знания о сезонных изменениях в жизни животных – получился пластилиновый заяц в серой шубке. При помощи такого рисования мы не только закрепляем имеющиеся знания о мире природы, но еще ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов. Используя для рисования природные материалы, ребенок проявляет колоссальную фантазию, соотнося то, что он хочет изобразить с объектом, при помощи которого изображает. Используя для творчества шишки, ракушки и другие природные материалы, мы опять же прикасаемся к миру природы, только, с другой стороны. Здесь ребенок может вживую «потрогать» окружающий мир, соприкоснуться с ним, получить новые знания в ненавязчивой беседе, рассуждениях, воплотить имеющийся опыт в самом рисунке.

Методом проб и ошибок, обдумывание того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт и формирует навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.

Ребята очень любят рисовать, и не просто, а выражая свой конкретный замысел на бумаге, на доске для песка, картоне (при помощи пластилина), да просто на столе, используя ракушки и камушки. Такие творческие способности мы поощрям участием ребят в районных и интернет конкурсах, устраиваем свои конкурсы внутри ДОУ. Дети нередко становятся лауреатами и победителями таких конкурсов. Устраиваем тематические, индивидуальные выставки, приглашаем на наши выставки местные средства массовой информации, на семинарах делимся своим опытом, наглядно показываем, как строится работа по данному направлению. Ведь используя рисование, как вид творчества, мы дополнительно развиваем множество моторных и психологических процессов у ребенка.

Наблюдая за миром природы, ребята сами находят темы для рисования, в начале весны, когда снег превращается в огромные лужи, ребята нарисовали как вести себя безопасно на улице, на льду, на дороге при такой погоде, ведь у природы нет плохой погоды…

После разговоров о космосе, строении нашей планеты, ребята вновь проявили инициативу и устроили настоящую выставку рисунков и поделок из бумаги (в основном это были ракеты), и, надо отметить, что рисунки на этой выставке, в основном, были выполнены пластилином.

Для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности в группе оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:

  • изобразительными и пластическими материалами
  • бумагой разного цвета, формата, фактуры
  • аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки)
  • трафаретами, силуэтами
  • дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками

- природным материалом (контейнеры с шишками, листвой, крылатками, желудями)

Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.

И еще одно направление, которое занимает большое место в моей работе и охватывает познавательную область (мир природы) – это художественно-речевое творчество. В младшем дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка состоит из восприятия на слух детского художественного и поэтического текста, и способность обыграть элементарные эпизоды из сказки. В среднем и взрослом дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка. Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, сказку, рассказ, создать сюжет и выбрать героев. И ребята это делают с большим удовольствием, придумывают истории и даже выделяют то, главное, о чем хотели сказать – так появляется и название истории, сказки. После прогулки, эксперимента, наблюдения, дети обязательно делятся впечатлениями, а на основе этих впечатлений рождается рассказ. В подготовительной к школе группе дети уже способны самостоятельно придумать рассказ, а когда уже все пересказано, они играючи добавляют фантазийных героев в свое воображение и у них получается сказка! У каждого своя, но главное – там большое место занимают пейзажи природы и описания явлений, объектов окружающего мира.

Большое внимание в нашей группе уделяется миру театра. Для постановок используем пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, но и конечно, сами ставим сказки! Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться. Для организации этого творческого направления в группе ДОУ имеется театральный уголок, с театральной атрибутикой (маски, сопутствующие предметы), пальчиковый театр, «Би-ба-бо», собственная гардеробная. Сказки для постановок отбираются по возрасту детей, и, конечно, каждая сказка связана с миром природы. Например, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, в ней четко дается представление о подземных жителях и свойствах почвы, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского – в этой сказке можно отследить большое количество животных из раздела «насекомые», с описанием внешнего вида и размерами животного, и т.д. Дети способны самостоятельно ставить сказки в свободное время, используя перчаточные куклы, наши дети являются частыми гостями на праздниках районного уровня. Чтобы показать наше творчество, приглашаем родительскую общественность, устраиваем спектакли, «дни открытых дверей» творческой направленности, дети группы становятся участниками театральных конкурсов, и завоевывают грамоты!

Чтобы охватить большое количество детей творчеством, в организации этой деятельности основной формой является игра. Сейчас в образовательном процессе активно используем квест-игру, эта форма очень нравится воспитанникам, да и является, на мой взгляд, более продуктивной в развитии качеств личности, игры-путешествия, занятия-сказки, экспериментирование, выставки и репортажи.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира. И является неотъемлемой частью счастливого детства и становления богатой, развитой личности. Через творчество у ребенка складывается впечатление о том, как выглядит окружающий мир, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.

Просмотров: 544
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Макет для занятия по разделу «Ребенок открывает мир природы» для 2 младшей возрастной группы - Наш Аквариум
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) «Снежная полянка для зайчика»
  • Приходько Светлана Анатольевна. «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Соколова Елена Михайловна. Коллаж ка средство развития художественно-творческой деятельности дошкольников
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Фаткулина Гульнара Муслимовна. Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел: «Ознакомление с миром природы» тема: «Деревья»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Трофимова Наталья Александровна. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Использование интегрированных моделей в развитии художественного восприятия природы детьми старшего дошкольного возраста в процессе изобразите
  • Матвеева Олеся Александровна. Мастер-класс по работе с календарем природы (Опыт работы) собственная разработка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь