(из опыта работы)
Приходько Светлана Анатольевна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Надежда» (МАДОУ «Надежда»)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы нашего детского сада по теме: «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учиться взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Нравственное воспитание — это одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, которые необходимо активно использовать в воспитании нравственных чувств
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в нравственном воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Дети знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства.
Усилиями педагогов и родителей создана эстетическая предметно – развивающая среда для воспитания и художественного образования детей. В изостудии «Акварелька» собрана коллекция предметов народных промыслов: хохлома, гжель, богородская игрушка, посуда из глины, изделия из бересты и соломы.
Тесное сотрудничество с Детской школой искусств позволяет детям посещать выставки, не покидая стен детского сада. Экспозиции картин воспитанников школы искусств, стали неотъемлемой частью интерьера дошкольного учреждения.
Научными сотрудниками музейного ресурсного центра часто проводятся выездные творческие занятия: «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Синие цветы Гжели»
В центре патриотического воспитания была организована выставка «Дружат дети всей земли». В процессе подготовки, к которой педагогическим коллективом был разработан познавательно-игровой проект "Традиции и обычаи народов России». В рамках проекта дети не только узнали о куклах разных народов, откуда кукла появилась, но и мастерили свои куклы. В детском саду появилась целая коллекция кукол в костюмах разных народов.
Творческой группой собран электронный банк данных по народно — прикладному искусству, картотека дидактических игр по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством.
Учитывая, что творчество это всегда выражение индивидуальности, в ДОУ организован кружок «Акварелька», где развивается художественная одаренность детей посредством рисования элементов декоративно – прикладного искусства.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием учатся ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний, умением построения композиции помогают дидактические игры. Игры помогают детям научиться различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, подбору цветового колорита, выбору традиционных для промысла элементов росписи, сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора, знакомят с композиционным построением узоров.
Для детей испытывающих трудности разработан план индивидуальной работы с использованием дидактических игр.
Результатом творческой деятельности детей в кружке «Акварелька» является организация тематических и персональных выставок.
Результативность своей работы, вижу в достижениях своих воспитанников, которые успешно участвуют и побеждают в конкурсах различного уровня.
Грамотное и творческое руководство процессом формирования нравственно-патриотических чувств через знакомство с декоративно – прикладным искусством напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов.
В помощь педагогам разработана картотека дидактических игр, буклет, проводятся семинары-практикумы.
В нашем ДОУ существует хорошая традиция участия родителей в тематических выставках совместной деятельности детей и родителей таких как «Пасхальный сувенир», «Наши мамы – мастерицы» и др. Яркое впечатление производит на детей участие родителей в занятиях мастер-класса по декоративно — прикладному искусству. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране.
Совместно с родителями, педагогами групп, музыкальным работником проводим викторины и развлечения: «Путешествие в страну ИЗО», «Дымковская игрушка», «Город мастеров». Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие — залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.
Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, воспитать нравственные чувства, такие как: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах.
Литература:
- .Королева, Т. Учим детей декоративному рисованию [Текст] / Т. Королева // Ребенок в детском саду. – 2001. — № 3. – С. 57.
- Вершинина, Н. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр [Текст] / Н. Вершинина // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 6. – С. 42.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н. Давыдова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
|