Главной идеей опыта считается систематизация накопленных материалов из разделов программы «Аппликация» и «Конструирование» в помощь воспитателям с целью достижения максимального эффекта для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Считаем, что практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются много точек зрения по психологическим и художественным условиям формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Для выполнения поставленной задачи нами был проанализирован опыт работы по развитию художественных способностей на базе ДОУ № 488. В группе № 7 «Цветик-семицветик» Сначала было создана необходимая среда для развития творческих способностей детей средствами аппликации:
- Подобраны специальные материалы: цветная бумага, клей, ножницы и др.
- Различные виды бумаги
- Подборка нетрадиционного материала: засушенные листья, макаронные изделия, соломка и т.д.
- Оформленный альбом образцов и т.д.
За этот период воспитателями неоднократно проводилась диагностика детей; наблюдение за детьми во время дидактических игр или выполнения каких-либо задач по данному вопросу с целью определения уровня знаний, умений и навыков; знакомство детей с новыми материалами.
Были сделаны определенные выводы: чтобы достичь положительных результатов, необходимых воспитателю, прежде всего, необходимо постоянно заниматься самообразованием, с целью овладения новыми техниками; вести просветительскую работу с родительской общественностью по данному вопросу; постоянно проводить работу с детьми [4].
На наш взгляд, необходимыми условиями развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами аппликации, являются:
- Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенной на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе
- Широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада или групповой комнаты детские работы, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно
- Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации учения, усвоения материала и развития творчества у детей 4-6 лет
- Вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставленных им материалов
- Исключение формализма, сухости, что противоречит специфике искусства и художественного творчества
- Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществления индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развития творчества
Воспитатели в своей работе исходят из того, что занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение [4].
В творческой деятельности Грачева Н.А. и Горр С.Н видят свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Успех обучения аппликации и конструирования из бумаги, во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Для развития детского творчества воспитатели в своей работе применяли следующие методы обучения:
- информационно-рецептивный метод, который включает в себя приемы рассмотрения и показа образца воспитателя
- репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доказывает навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно
- исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельности, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу [4].
Конечно, впечатления, полученные на занятиях, находят отражение в детских рисунках. Поэтому, воспитатели считают, что наиболее эффективными принципами активации детей следующее:
- Взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которой дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Воспитатели считают, что осуществление широкого включения в педагогический процесс, различных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым содержанием, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости [4].
- насыщенность материалом учебно-наглядным и музыкальными пособиями
- динамичность
- заинтересованность детей и воспитателей
- разнообразие приемов и форм деятельности
- эмоциональность изложения материала
- дифференцированный подход к каждому ребенку
- использование соответствующего возраста музыкального сопровождения, дает воспитательный эффект, творческий порыв.
Основными формами организации учебного процесса является не только фронтальные занятия, но и кружковая деятельность. Грачева Н.А.. и Горр С.Н. создали кружок «Умелые ручки». В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и тем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия строятся так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Следует заметить, что во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности с помощью дополнительных стимулов [4].
Во время занятий педагоги Грачева Н.А. и Горр С.Н стараются создать такие психологические условия, чтобы сформировать у ребенка чувство собственной безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Также они считают необходимым остановиться на работе с родителями по данному вопросу. Ведь для каждого ребенка поддержка ее деятельности родителями и другими членами семьи в дошкольном возрасте имеет огромное значение.
Поэтому, прежде всего, в родительском уголке группы время от времени размещаются консультации «Волшебные превращения бумаги», «Моторика руки и ум неразрывно связаны», «Условия оптимального развития творческих способностей детей» и другие.
Также воспитатели ведут беседы о том, какое значение для детей имеет их поддержка в решении этого вопроса. В основном, родители всегда довольны, когда воспитатели привлекают их детей в активную деятельность при изготовлении украшений к праздникам, сувениров для родителей, оберегов и прочее. Поэтому работа с аппликацией очень их интересует.
Таким образом, совместными усилиями воспитатели и родители приходят к положительным результатам в организации работы по развитию творческих способностей детей средствами аппликации.
|