Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Мазурчук Ляйсан Гаряйевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ №3 «Эрудит», г. Сургут

Аджакова Назира Маушовна, воспитатель МБДОУ №3 «Эрудит», г. Сургут

«В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям» отмечал К.Д. Ушинский. Действительно, умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. Именно в этот период активно развиваются интеллектуальные способности – логическое мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность. Наблюдая за миром, окружающим их, дети не просто «фотографирует» то, что видят, но и открывают суть природных явлений, пытаются сформировать некие представления, связать нити между отдельными событиями.

 

Известно, что к пяти годам дети превращаются в вездесущих «почемучек». Маленькие исследователи и экспериментаторы задают массу интересующих их вопросов, тем самым проявляют любознательность и демонстрируют мыслительную способность. Самостоятельно пытливый детский ум не может найти ответы на интересующие его вопросы. Именно в этом возрасте так важно взрослому не упустить случай поддержать познавательный интерес ребенка, укрепить веру в свои возможности. Задача взрослого: расширить детский опыт, умственный кругозор, вызвать у «почемучки» потребность добраться до истины, озадачить, учитывая имеющиеся у ребенка знания. Готовый исчерпывающий ответ хоть и несет в себе необходимые сведения, тем не менее, не имеет мощного закрепляющего эффекта в системе расширения знаний и накопления опыта ребенка. Важно, в ходе объяснения ответа заставить ребенка вдумываться, активизировать мыслительную деятельность, в игровой форме озадачить вопросом на вопрос. Эффективное достижение результата в образовательной деятельности происходит, если ребенок проявляет интерес, занимает поисковую позицию, проявляет инициативу, ставит перед собой цель найти правильный ответ.

В нашем образовательном учреждении одним из средств развития интеллекта и творческого воображения детей дошкольного возраста является теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ). Данная педагогическая образовательная форма деятельности в дошкольном учреждении представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.

Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи. ТРИЗ предусматривает руководство мышлением ребенка в ходе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует интеллект и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы и способы «рассуждения»).

ТРИЗ предполагает создание педагогом условий для мыслительной деятельности и творческого воображения детей: ребенку представляется информация не целиком, а частично, в определенном количестве, последовательности и в обоснованной мере сложности. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.

В совместной деятельности с детьми воспитатели дошкольного учреждения активно использует игры ТРИЗ. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач с детьми дошкольного возраста.

Игра «Маша — растеряша».

для детей группы младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

Цель игры: тренировать детскую внимательность, учить решать маленькие проблемы.

Правила игры: Выбирается ведущий, ведущий берет роль «Маши – растеряши», а остальные дети ведут с ней диалог.

Ход игры:

Ведущий: Ой!

Дети: Что с тобой?

Ведущий смотрит на изображение на карточке и отвечает: Я потеряла лопаточку (изображено на картинке). Чем теперь копать буду?

Дети должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. За лучший ответ получают фишку. В конце подводится итог, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игра «На что похоже?»

для детей группы младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

Цель игры: учить находить предметы, похожие на схему, развивать ассоциативное мышление.

Правила игры: ведущий предлагает детям карточку со схемой, дети предлагают свои варианты ответов.

Ход игры:

Ведущий: На что похоже? (например, круг)

Дети: солнце, яблоко, колесо, колобок, мяч.

Игра «Вопрос — ответ»

для детей группы среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Цель игры: развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать, доказывать.

Правила игры: дети становятся в шеренгу напротив. Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до ведущего. Победитель становится ведущим.

Ход игры:

Вопрос:

-Почему снег белый?

-Сколько лап у котенка?

-Почему собака лает? и т. д.

Ответы могут быть точными или с фантазией.

Игра «Кто кем был?»

для детей группы среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Цель игры: развивать внимание, воображение.

Правила игры: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Ход игры:

Например:

- Кем был старичок? (мальчиком)

- Чем было дерево? (ростком)

Игра «Ассоциации»

для детей группы старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

Цель игры: развивать логическое мышление, активизировать словарный запас.

Правила игры: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы.

Ход игры:

Например: рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка.

Ответ: Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.

Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова – характеристики задаются ведущим.

Игра «Почему так произошло?»

для детей группы старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)

Цель игры: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Правила игры: ведущий называет два события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Ход игры:

Ведущий:

  1. Белка сидела на дереве и упустила шишку.
  2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты событий:

  1. Собака погналась за курицей. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
  2. Молоко выкипело. Самолет совершил вынужденную посадку.
  3. Папа раскрыл книгу. Комната наполнилась дымом.

Список литературы:

  1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.
  2. Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009.
  3. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
  4. Реуцка Н.А., Пантелеева ЛВ. ТРИЗ: Програм. -метод. Разраб. для дошк. учрежд. / Науч. — метод. центр "Дидактика"; Под ред. Е.В. Кузнецовой. — М., 1994. — 59 С.
Просмотров: 689
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Митрохина Алиса Сергеевна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Лосева Валентина Васильевна. Картотека 'Игры ТРИЗ' (80 карточек)
  • Дзюба Татьяна Александровна. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
  • Коврова Светлана Павловна. Конспект маршрутной игры для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие дизайнеры в царстве Снежной королевы»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Мухаметшина Тензиле Рамиловна. Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Катаева Татьяна. Дидактически игры по сенсорике для детей младшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь