Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Игра, есть потребность растущего детского организма.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:
- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение называть цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;
- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
- сравнивание предметов: больше – меньше, шире – уже, выше – ниже;
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Дидактические игры делятся на несколько групп:
- игры с числами и цифрами
- игры-путешествия во времени
- игры, направленные на обучение ориентироваться в пространстве
- игры с геометрическими фигурами
- игры на развитие логического мышления.
Игры с цифрами и числами предполагают использование сказочного сюжета и дидактических игр, знакомство детей с образованием всех чисел в пределах 10, через сравнивание равных и неравных групп предметов.
Игры-путешествия во времени учат ребенка ориентироваться во времени. Сначала дети должны научиться определять дни недели. Для этого можно обозначать их кружками разного цвета. Это делают, чтобы дети самостоятельно могли делать вывод о неизменности последовательности дней недели.
Игры на ориентировку в пространстве необходимы детям, так как их пространственные представления постепенно расширяются и закрепляются в процессе осуществления любого вида деятельности. Используя дидактические игры и упражнения, дети овладевают навыком определять словом положение предметов относительно друг друга. Сначала занятия могут проводиться как игровые минутки: можно прятать любой предмет где-то в игровой комнате и просить детей ее находить. Для развития заинтересованности детей могут использоваться предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Игры с геометрическими фигурами – например, игра «геометрическая мозаика» может быть использована как на занятиях, так и в свободное время, чтобы закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание и воображение у детей. Перед началом игры дети должны быть разделены на две команды по уровню их умений и навыков. Команды получают задания разного уровня сложности: составить предмет из геометрических фигур по заданному образцу; работа по условию; работа по собственному замыслу. Каждой команде дают одинаковый набор геометрических фигур. Дети сами договариваются о порядке работы и о том, как будет выполнено задание.
Игры на логическое мышление – у детей-дошкольников начинается формирование элементов логического мышления, то есть формируется навык рассуждения, формулировки своих умозаключений. Чтобы развить у детей мышление используют разнообразные дидактические игры и упражнения. Знакомить детей с такими заданиями начинают с элементарных упражнений на логическое мышление – цепочек закономерностей. В таких упражнениях чередуют предметы и геометрические фигуры. Детям предлагают продолжить ряд или найти пропущенный элемент. После того, как дети научились выполнять такие задания, их усложняют. Например, предлагаю выполнить задания, в которых надо чередовать предметы, принимая во внимание одновременно цвет и величину.
Дидактическим играм отведена огромная роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Когда воспитатель пользуется дидактическими играми, работая с детьми, они могут лучше усвоить программный материал, выполнить правильно задания повышенной сложности и обучаются нахождению собственных ошибок и недочетов. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, а также они развивают память и мышление детей, оказывают огромное влияние на их умственное развитие.
|