Составила: Тепловодская Анастасия Валерьевна воспитатель Г. о. Озёры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 «Ёлочка»
Для ребят дошкольного возраста игра имеет важное значение: игра для них – способ приобретения новых знаний, труд, серьезная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Организация и проведение дидактических игр.
В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
- Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую — более сложные.
- Соревновательность создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: “Что? Где? Когда? ” (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Принципы выбора дидактической игры:
- Каждая игра должна содержать элемент новизны.
- Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
- Игра — не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … — это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
- В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
- Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Примеры игр по формированию математических представлений у дошкольников.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как: “Какой цифры не стало? ”, “Сколько? ”, “Путаница? ”, “Исправь ошибку”, “Убираем цифры”, “Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как “Задумай число”, “Число как тебя зовут? ”, “Составь табличку”, “Составь цифру”, “Кто первый назовет, которой игрушки не стало? ” и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – третий и т.д. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру “Живая неделя”.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: “Найди похожую”, “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”, “Художник”, “Путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: “Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ” (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа “Лото”. Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как “Найди нестандартную фигуру, чем отличаются? ”, “Мельница”, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
|