Педагогическая статья "ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Доценко Олеся Сергеевна
Рассматриваемая в данной статье проблема формирования представлений о размерах и величине предметов остро актуальна, так как отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.
Скачать конспект
Решение задач умственного развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные приемы, среди которых особую роль занимают сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
Преимущество сюжетно-дидактических игр заключается в том, что благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания, поэтому все виды сюжетно-дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.
Формирование, игровая деятельность, обучение, игровые отношения.
Сюжетно-дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов сюжетно-дидактической игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер сюжетно-дидактической игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в сюжетно-дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Сюжетно-дидактическая игра – это игра, в которой дети, играя в различные профессии, обыгрывая проблемные ситуации, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых и одновременно учатся точному выполнению игровых правил и математических действий.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу сюжетно-дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку, но не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.
Одним из составных элементов сюжетно-дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими принятых ролей. В сюжетно-дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Усвоение и выполнение детьми правил в сюжетно-дидактической игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносить его с поведением товарищей по игре. Иногда нет необходимости напоминать о правилах или вводить дополнительные. Достаточно чуть изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.
Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указаний: многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.
Имеются сюжетно-дидактические игры серьезного познавательного содержания, а решение игровой задачи, игровые действия и правила приводят детей к интересным «открытиям». Начинаются многие игры с рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, дает игровой настрой, побуждает к действию.
Список литературы
- Волина В. Веселая математика. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1998. – 300 с.
- Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. — М., 1997. – 160 с.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М., 1984. – 191 с.
- Смоленцева А.А. Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх. Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 1992. – 61 с.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим со-держанием. — М., 1987. – 97 с.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М., 1980. – 207 с.
|